Педагогика и образование » Игра в практике коррекционно-развивающего и образовательного процесса » Психолого-педагогический потенциал детской игры

Психолого-педагогический потенциал детской игры

Страница 3

Характеристика игры как эффективного средства изучения детей с разной степенью полноты и доказательности содержится в работах как отечественных, так и зарубежных авторов (Д. Локк, К. Д. Ушинский, И.А.Сикорский, П. Ф. Каптерев, Д. А. Колоцца, М. Я. Басов, Л.С.Выготский, Д. Б. Эльконин, А. С. Макаренко, 3. и А. Фрейд, А.С.Спиваковская и др.).

Например, Д. А. Колоцца отмечал, что «детская игра, на которую обыкновенно смотрят как на простое препровождение времени, представляется в глазах психолога . очень сложным явлением, заслуживающим терпеливого и точного анализа, с помощью которого . можно открыть первые проявления личности». «Разница душевных способностей между людьми нигде не выступает так рано, как в детской игре, именно потому, что она является как бы предварением будущих линий развития индивидуума», — вторит ему В. Штерн.

И. А. Сикорский также обращает внимание на диагностическую функцию игры и говорит, что в ней с очевидностью проявляется и «степень интеллигенции ребенка . Интеллигентные дети, которые не раздражительны, мало плачут и имеют хороший сон, — эти дети проявляют большое разнообразие в играх и необходимое увлечение забавою; их занятия отличаются тщательностью операций, постоянным прогрессом и новизною. У детей же раздражительных, с дурным питанием, часто можно заметить в играх рутину и повторяемость». Статус игры как диагностического средства признавал и П. Ф. Каптерев: «В изобретательстве во время игр, в их постановке, в изыскании наиболее подходящих орудий и средств игры некоторые участники проявляют такое сильное творчество, которое прямо свидетельствует об их выходящих из ряда способностях. А учителя смотрят на то, выучил ученик урок или нет, и по выучке судят о способностях; творческой же работы ученика они совсем не видят и не знают. Поэтому нередко бывает, что талантливый ученик считается самым ординарным, а то и прямо малоспособным, между тем товарищи очень хорошо знают о его талантливости».

По игре ребенка можно судить о том, что его интересует, на что он обращает свое внимание; отчетливо выступает в игре и его отношение к увиденному. Сам характер организации игры, ее сюжет, реплики детей, внимание, уделяемое тем или иным персонажам, раскрывают их внутренний мир. По тому, как играет ребенок, как справляется с неудачами, как находит выход из трудного положения, наблюдательные взрослые могут многое узнать о его характере. Чем сильнее меняется характер ребенка, тем более меняются стиль и содержание игры, ибо и то и другое находится в зависимости от окружающей среды.

Особенно информативными для взрослых могут стать игры детей с игрушками, поскольку здесь непосредственно и доверчиво раскрываются те вещи, которые «детский инстинкт чаще всего стремится держать в секрете». Настроение ребенка, идеалы его жизни и представления об окружающем, особенности взаимоотношений со сверстниками и близкими членами семьи — все находит зримое воплощение в свободной и самопроизвольной игре в куклы. Индивидуальность детей иногда более ясно обнаруживается в тех свойствах, которые они приписывают куклам, чем в их собственных проявлениях.

Столь ценные выводы в отношении диагностической функции детской игры не могли не быть подхвачены психолого-педагогической наукой и практикой. Появились также идеи использования игры как средства, позволяющего не только изучать актуальные особенности детского развития, но и результативно вносить в него определенные коррективы.

В психотерапевтической практике использование игры в качестве лечебно-коррекционного метода было инициировано З. Фрейдом. В его работах просматриваются два возможных подхода к детской игре. Один из них связан с пониманием игры как средства замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений, которые присущи ребенку до и вне игры, но в реальной жизни не находят удовлетворения. Другой же предполагает, что сами потребности и эмоции ребенка, которые оказываются предметом игры, меняют свою природу — ребенок становится активным по отношению к ним, овладевает ими, делает себя их господином, их автором.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира
Формирующий эксперимент был разработан согласно педагогическим условиям гипотезы. На заключительном этапе формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. Методика проведения контрольного среза аналогична методике проведения констатирующего эксперимента, но с некоторыми изменениями в содерж ...

Воспитательная роль педагогического взаимодействия в становлении индивидуальности подростка
Становление ребенка как индивидуальности осуществляется не только автономно по внутренним спонтанным законам. Оно неразрывно связно с социальными условиями, от которых зависит возможность развития или не развития тех или иных сторон личности, дарований, потребностей, интересов. Воспитание как общес ...

Система упражнений пропедевтики и развития интереса к математике
Программа по математике указывает на важность формирования у учащихся навыков логического мышления, развития пространственных представлений, воображения и творческого мышления. В решении этих задач особое место принадлежит геометрии, так как ее изучение неразрывно связано с осуществлением таких опе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0271