Педагогика и образование » Игра в практике коррекционно-развивающего и образовательного процесса » Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Страница 3

Не менее значительным может быть психолого-педагогический эффект при использования игры в целях профилактики и коррекции неблагополучий в физическом, психическом и личностном развитии младших школьников, однако этот аспект работы педагога начальной школы еще не получил должного содержательного раскрытия. Вместе с тем разработка и реализация игровых программ, и в том числе программ, ориентированных на оздоровление учащихся, формирование у них полноценных навыков учебной деятельности и гармоничное личностное развитие, в перспективе должны стать неотъемлемой составляющей коррекционно-развивающей деятельности учителей начальной школы.

В условиях меняющегося современного мира образовательный процесс постоянно усложняется и требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это позволяет школьникам выдерживать достаточно выраженные психофизические нагрузки, связанные с новым режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения создают сегодня серьезные проблемы для образовательной практики.

В основе причин такого рода неблагополучий во многих случаях лежат факторы биологического порядка (например, низкие показатели здоровья и хронические заболевания родителей, неблагоприятное течение беременности и родов у женщин, высокий процент рождения недоношенных и ослабленных детей, искусственное вскармливание новорожденных, нарушения питания детей в первые годы жизни и др.). Однако в связи с высокой пластичностью детского организма многие из негативных биологических факторов могут быть, по определению В.П.Кащенко, «разотягощены» при правильно организованном раннем семейном и дошкольном воспитании.

Вместе с тем на здоровье детей оказывают серьезное отрицательное влияние механизмы социального, культурного и сугубо педагогического характера, что весьма часто делает для них любое образовательное учреждение «полем особого риска» (В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, Г.Ф.Кумарина и др.). По данным выборочного исследования ряда психофизиологических и педагогических особенностей, характеризующих уровень физического развития учащихся I—IV классов общеобразовательной школы, высокими показателями физического развития обладают лишь около 9 % младших школьников, средними — около 57 % и низкими — около 34 %. При распределении учащихся по группам здоровья 21 % учеников был отнесен к 1-й группе (здоровые дети), 57 % и 22 % — соответственно ко 2-й (наличие начальных, или функциональных отклонений в состоянии здоровья) и 3-й (наличие хронических заболеваний) группам (В. И. Лях, Ю. А. Копылов, М. В. Малыхина, Т.А.Протченко, Н. В. Полянская). У многих первоклассников наблюдается ограниченный двигательный опыт, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечнососудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Психологические особенности компьютерного тестирования
Если по результатам тестирования регулярно вести учет выполненных заданий по каждому учащемуся, то будет создаваться достаточно ясная картина учебных достижений и пробелов, как по каждому отдельному ученику, так и по группе в целом. При этом можно легко отслеживать как индивидуальную структуру знан ...

Проективные методы исследования личности
Количество имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжает расти. Литература по проективным методикам обширна, по отдельным тестам число работ перевалило за 4000. Их главная особенность может быть обозначена как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти не ...

Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе
«Работать режиссёром – это так же трудно, как учительствовать в школе. Это тяжёлая профессия! Например, сегодня репетировать не хочется, а надо. С чего начать, чтобы создать рабочую атмосферу? Начать с любви, с ласковости, с юмора, не теряя при этом железной воли». Репетиция является основным звено ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0196