Педагогика и образование » Игра в практике коррекционно-развивающего и образовательного процесса » Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Страница 3

Не менее значительным может быть психолого-педагогический эффект при использования игры в целях профилактики и коррекции неблагополучий в физическом, психическом и личностном развитии младших школьников, однако этот аспект работы педагога начальной школы еще не получил должного содержательного раскрытия. Вместе с тем разработка и реализация игровых программ, и в том числе программ, ориентированных на оздоровление учащихся, формирование у них полноценных навыков учебной деятельности и гармоничное личностное развитие, в перспективе должны стать неотъемлемой составляющей коррекционно-развивающей деятельности учителей начальной школы.

В условиях меняющегося современного мира образовательный процесс постоянно усложняется и требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это позволяет школьникам выдерживать достаточно выраженные психофизические нагрузки, связанные с новым режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения создают сегодня серьезные проблемы для образовательной практики.

В основе причин такого рода неблагополучий во многих случаях лежат факторы биологического порядка (например, низкие показатели здоровья и хронические заболевания родителей, неблагоприятное течение беременности и родов у женщин, высокий процент рождения недоношенных и ослабленных детей, искусственное вскармливание новорожденных, нарушения питания детей в первые годы жизни и др.). Однако в связи с высокой пластичностью детского организма многие из негативных биологических факторов могут быть, по определению В.П.Кащенко, «разотягощены» при правильно организованном раннем семейном и дошкольном воспитании.

Вместе с тем на здоровье детей оказывают серьезное отрицательное влияние механизмы социального, культурного и сугубо педагогического характера, что весьма часто делает для них любое образовательное учреждение «полем особого риска» (В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, Г.Ф.Кумарина и др.). По данным выборочного исследования ряда психофизиологических и педагогических особенностей, характеризующих уровень физического развития учащихся I—IV классов общеобразовательной школы, высокими показателями физического развития обладают лишь около 9 % младших школьников, средними — около 57 % и низкими — около 34 %. При распределении учащихся по группам здоровья 21 % учеников был отнесен к 1-й группе (здоровые дети), 57 % и 22 % — соответственно ко 2-й (наличие начальных, или функциональных отклонений в состоянии здоровья) и 3-й (наличие хронических заболеваний) группам (В. И. Лях, Ю. А. Копылов, М. В. Малыхина, Т.А.Протченко, Н. В. Полянская). У многих первоклассников наблюдается ограниченный двигательный опыт, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечнососудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Стадии дидактической игры
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Воз ...

Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Физические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования физических качества ребенка. Их развитие - важная задача физического воспита ...

Лексическое развитие ребенка в онтогенезе
Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет, свидетельствует: 0 -1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения к ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2185