Педагогика и образование » Игра в практике коррекционно-развивающего и образовательного процесса » Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Страница 2

физического развития детей

психического развития детей

Личностного развития детей

Рис. 1. Предметная область методики игры с коррекционно-развивающими технологиями.

На действенность использования игры при создании условий для обучения и воспитания «проблемных» в том или ином отношении учащихся обращали внимание многие педагоги. Так, П. Ф. Каптерев писал: «Детей, отстающих в своем развитии от других по разным причинам, .тугих на развитие, медленных в соображениях, .не совсем хорошо понимающих всякого рода отвлеченности, — таких детей много . Такие дети в школе без игр, вместо того, чтобы развиваться, будут тупеть, прозябать, проводить время в ничегонеделании. Если учитель будет настолько искусен, что занятия по учению до некоторой степени свяжет с. играми, если он ухитрится смягчить таким детям резкость перехода от свободной энергичной игры, требующей непременного участия телесной деятельности, к отвлеченному, связанному с неподвижностью, с сидением учению, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей таких детей, он сможет руководить их развитием и оказать существенно важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни».

Всем хорошо известны самые характерные черты первоклассников: любознательность, конкретность мышления, подражательность, подвижность, неумение долго концентрировать внимание на чем-либо одном. Сердечно-сосудистая система многих детей отстает в своем развитии от других органов и систем, а это приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений; невелик еще и запас прочности опорного аппарата, слаба мускулатура, особенно спины и брюшного пресса. В первые недели и месяцы школьной жизни ученики особенно эмоционально относятся к требованиям и правилам школы, а новый режим и более высокие нагрузки на их психику и организм в целом требуют разрядки, которую они и находят в игре. Поэтому игру по отношению к детям риска адаптационных нарушений в развитии, прежде всего, нужно рассматривать как средство, облегчающее переход к систематическому обучению и эффективно адаптирующее их к новым условиям и ритму жизни. Игра позволяет этим детям комфортно, наиболее «приятными» способами входить в новую социальную ситуацию и органично, исподволь приобретать статус ученика, овладевая умениями и навыками учебной деятельности.

Для коррекционно-развивающего образовательного процесса существенным является и то влияние игры, которое она может оказать в становлении субъектной позиции младшего школьника. Формирование субъектности у младшего школьника можно определить как формирование его активной, творческой позиции по отношению ко всему, что происходит вокруг, и именно игра во многом облегчает педагогу воспитание у ученика готовности занять субъектную позицию по отношению к ведущей деятельности этого возрастного этапа — учению.

Быть субъектом — значит занимать активную позицию и по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно, проявляя и развивая свою личность. В процессе игры ее участники находятся в положении субъектов игровой деятельности, т.е. игровые действия и операции, выполняемые игроками, обусловлены внутренними потребностями каждого из них, что позволяет приобретенный опыт действования в дальнейшем перенести и на другие виды деятельности — учение, общение, труд. Игра непроизвольно, ненавязчиво учит детей эффективно регулировать собственное поведение и строить адекватные межличностные отношения, превращаясь тем самым в действенное средство социализации детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Лингвистические и психолингвистические основы изучения связной речи
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные по ...

Воображение как психический процесс. Творческое воображение
Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно – на рубеже ХIX – XX вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вунд, Ф. Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изуч ...

Современные технологии обучения физике
Научная основа традиционного обучения - ассоциативно-рефлекторная теория (концепция). Согласно этой теории, усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие способностей учащихся определяется процессом образования в его сознании простых и сложных ассоциаций (связей) между фактами, представл ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.013