Педагогика и образование » Игра в практике коррекционно-развивающего и образовательного процесса » Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Страница 2

физического развития детей

психического развития детей

Личностного развития детей

Рис. 1. Предметная область методики игры с коррекционно-развивающими технологиями.

На действенность использования игры при создании условий для обучения и воспитания «проблемных» в том или ином отношении учащихся обращали внимание многие педагоги. Так, П. Ф. Каптерев писал: «Детей, отстающих в своем развитии от других по разным причинам, .тугих на развитие, медленных в соображениях, .не совсем хорошо понимающих всякого рода отвлеченности, — таких детей много . Такие дети в школе без игр, вместо того, чтобы развиваться, будут тупеть, прозябать, проводить время в ничегонеделании. Если учитель будет настолько искусен, что занятия по учению до некоторой степени свяжет с. играми, если он ухитрится смягчить таким детям резкость перехода от свободной энергичной игры, требующей непременного участия телесной деятельности, к отвлеченному, связанному с неподвижностью, с сидением учению, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей таких детей, он сможет руководить их развитием и оказать существенно важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни».

Всем хорошо известны самые характерные черты первоклассников: любознательность, конкретность мышления, подражательность, подвижность, неумение долго концентрировать внимание на чем-либо одном. Сердечно-сосудистая система многих детей отстает в своем развитии от других органов и систем, а это приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений; невелик еще и запас прочности опорного аппарата, слаба мускулатура, особенно спины и брюшного пресса. В первые недели и месяцы школьной жизни ученики особенно эмоционально относятся к требованиям и правилам школы, а новый режим и более высокие нагрузки на их психику и организм в целом требуют разрядки, которую они и находят в игре. Поэтому игру по отношению к детям риска адаптационных нарушений в развитии, прежде всего, нужно рассматривать как средство, облегчающее переход к систематическому обучению и эффективно адаптирующее их к новым условиям и ритму жизни. Игра позволяет этим детям комфортно, наиболее «приятными» способами входить в новую социальную ситуацию и органично, исподволь приобретать статус ученика, овладевая умениями и навыками учебной деятельности.

Для коррекционно-развивающего образовательного процесса существенным является и то влияние игры, которое она может оказать в становлении субъектной позиции младшего школьника. Формирование субъектности у младшего школьника можно определить как формирование его активной, творческой позиции по отношению ко всему, что происходит вокруг, и именно игра во многом облегчает педагогу воспитание у ученика готовности занять субъектную позицию по отношению к ведущей деятельности этого возрастного этапа — учению.

Быть субъектом — значит занимать активную позицию и по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно, проявляя и развивая свою личность. В процессе игры ее участники находятся в положении субъектов игровой деятельности, т.е. игровые действия и операции, выполняемые игроками, обусловлены внутренними потребностями каждого из них, что позволяет приобретенный опыт действования в дальнейшем перенести и на другие виды деятельности — учение, общение, труд. Игра непроизвольно, ненавязчиво учит детей эффективно регулировать собственное поведение и строить адекватные межличностные отношения, превращаясь тем самым в действенное средство социализации детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Современные воспитательные системы
Школа С.Френе Особенности организации В школе С. Френе: - нет обучения, а есть решение проблем, экспериментпрование, пробы, анализ, сравнение, - нет домашнего задания, постоянно задаются вопросы – дома, на улице в школе, - нет оценок, но определяются личные успехи – через самооценивание детей и пед ...

Словотворчество в словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова (Ушакова Т.Н., 1970): часть какого-нибудь слова используется как целое слово («сл ...

Общая характеристика задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и в ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0123