Нравственные идеи в педагогике волновали умы просветителей в разные времена, одним из которых являлся отечественный Златозем – восточнославянский писатель и проповедник св. Кирилл Туровский. Его богатейшее литературное наследие (поучения, сказания, молитвы, каноны, притчи) насыщено идеалами нравственности, пронизано размышлениями об исправлении человека, о нахождении правильных путей, ведущих к его очищению и моральному совершенствованию. Причем фундамент совершенствования духовного мира каждой личности и общества в целом виделся ему в развитии грамотности, просвещения. В то далекое время, а жил он в 1 веке, Туровского учителя волновало то, что грамотность, образование становились привилегией только отдельных сословий. В связи с этим он замечал, что на пути общественного обустройства знания одинаково нужны всем без исключения людям. В первую очередь Кирилл видел в книгах средство нравственно-духовного усовершенствования личности. Именно они являются одним из главнейших источников "сердечного разума" (добродетели). В представлении Кирилла самостоятельное осмысление книжной мудрости должно быть взвешенным, вдумчивым, с искренней верой в Бога, в правоту христианского вероучения. Общество приблизится к совершенству если каждый человек свои знания, разум и мудрость направит на нравственно-духовное развитие. Просветитель стремился убедить людей в том, что безнравственный, бездуховный человек не может быть мудрым. Несовершенный разум, по мнению Кирилла, - прямой путь к духовной нищете, порочной жизни. Туровский Златослов тесно связывал человеческую мудрость с исполнением основных постулатов христианской этики. Он всемерно стремился растолковать людям необходимость обретения соответствующих знаний как обязательного условия на пути их нравственно-духовного совершенствования. Проповедник предостерегал, что незнание этических требований не только не может быть оправданием, но и наоборот, отягощает ответственность каждого за собственные поступки. Кирилл был убежден в том, что каждый, кто достиг определенных вершин на пути нравственно-духовного развития, обязан содействовать умственному и духовному росту других. Однако, как высоко ни ценил Кирилл мудрость и ум в определении степени совершенства личности, на первое место он ставил смиренность. Не столько в духе самоунижения личности, а, прежде всего, ради противопоставления гордыни, высокомерию, чванству, кичливости, спесивости. Одним из наихудших пороков святитель считал гордыню. Опираясь на основные постулаты христианской этики, Туровский книжник считал, что гордыня является необыкновенно благоприятной почвой для развития духовных недугов, которые, в свою очередь, дают начало и телесным болезням человека. Непосредственно из гордыни развивается "непокоренье", "прекословье", "тщеславие", "кичение", "немилосердие" и другое зло. Согласно христианскому учению Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь. Именно она возвышает человека над другими живыми существами и очищает душу каждого. Важнейшим проявлением любви является милосердие. Приобретение этих качеств помогает человеку возвыситься к вершинам добродетели и духовного совершенства.
Система самостоятельных работ учащихся УНПО и средства её комплексного
учебно-методического обеспечения
Разработка методики системы самостоятельных работ учащихся может быть различной, но всегда нацелена на достижение единого результата – учащиеся должны не просто приобретать практические и теоретические знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. научиться учиться. Система средств учебно-ме ...
Просмотр занятия по конструированию. Тема: «Игрушки»
Задачи, которые поставил педагог: Продолжать учить детей самостоятельному конструированию из строительного материала, используя в качестве образцов рисунок-схему. Анализ: Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализов ...
Методы и приемы, используемые педагогом в ходе подготовительной работы в
разных возрастных группах на занятиях разного вида
В подготовке к занятиям по изобразительной деятельности принимают участие как педагог, так и дети. В зависимости от возраста дети выполняют поручения педагога либо дежурят по занятию для подготовки необходимых материалов. У педагога более широкая задача: подготовить не только материал для занятий, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.