Актуальность проблемы использования идей народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников связана с необходимостью обращения в современных условиях к социально-исторической и культурной памяти народа.
В настоящее время наблюдается кризис русской школы как национальной игнорируются особенности культурно-национального уклада, происходит девальвация нравственных ценностей. Явным дефицитом стали такие этические качества, как добро, великодушие, совесть, долг, благородство, уважительное отношение к старшим. Утрата исторических и культурных корней своего народа может привести к бездуховности личности. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинства произведений устного творчества русского народа – все это открывает путь к сердцу и уму ребенка. В истории образования отдельными вопросами данной проблемы занимались Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
Так, Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал "идею материнской школы", цель которой – се семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего использовать воспитание. Великий чешский педагог одним из первых сформулировал принцип "природосообразности" воспитания. К.Д. Ушинский обосновал идею народности воспитания.
Среди современных авторов, занимающихся проблемой нравственного воспитания выделим следующих: О.С. Богданова, А.В. Зосимовский, Д.В. Колесов, Л.М. Фридман и др. Например, А.В. Зосимовский сформулировал критерии нравственной воспитанности школьников. Д.В. Колесов выявил психологические основания нравственности.
Объектом исследования является нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников.
Цель исследования: теоретически и экспериментально разработать и обосновать пути нравственного воспитания младших школьников через систему народной педагогики.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
Определить критерии нравственной воспитанности.
Выявить воспитательные возможности средств и методов народной педагогики.
Разработать методические рекомендации по практической проблеме исследования.
Гипотеза: исследовании мы исходим из следующего предположения: эффективность работы по нравственному воспитанию младших школьников повышается, если:
разработаны психологические основания нравственности;
выявлены критерии нравственной воспитанности младших школьников через их диагностику;
определены методы и средства народной педагогики, исходя из регионального материала.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы;
опытно-экспериментальная работа;
наблюдения, беседа;
анализ продуктов творческой деятельности младших школьников и т.д.
Этапы исследования:
Теоретический ( сентябрь-октябрь 2004 года ) - определение темы работы, плана исследования, разработка методологии исследования, анализ литературы по теме исследования.
Экспериментальный ( ноябрь 2004 года ) - целенаправленная опытно-экспериментальная работа.
Обобщающий ( апрель-май 2005 года ) - анализ, сравнение полученных результатов, литературное оформление дипломной работы
Обоснованность и достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатами опытной работы, адекватность методики исследования его предмету и задачам.
Апробация и внедрение результатов исследований осуществляется по различным направлениям:
выступление на педагогическом совете;
в процессе педагогической практики;
работа с родителями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные нами результаты могут быть использованы в практике учителей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, создания благоприятных условий по формированию, развитию, воспитанию личности младшего школьника.
Опытная работа проводилась на базе 1 «А» и 1 «Б» классов Сузунской средней школы № 1 Сузунского района Новосибирской области.
Виртуальная реальность
В последнем десятилетии XX в. по миру распространяется новая невиданная технология, которую называют “виртуальная реальность”. Такое впечатление, что именно она должна стать определяющим фактором развития в следующем тысячелетии. В настоящее время виртуальная реальность для большинства людей ассоци ...
Психологические особенности компьютерного тестирования
Если по результатам тестирования регулярно вести учет выполненных заданий по каждому учащемуся, то будет создаваться достаточно ясная картина учебных достижений и пробелов, как по каждому отдельному ученику, так и по группе в целом. При этом можно легко отслеживать как индивидуальную структуру знан ...
Условия реализации модульной технологии обучения в ГФ УИПА
Я не могу объективно судить об условиях реализации модульной технологии обучения в учебных заведениях Украины, т.к. не обладаю нужной информацией. Но условия реализации модульной технологии обучения в УИПА весьма плачевны. Уже год как мы «перешли» на новую технологию обучении, которую очень трудно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.