"То, что упущено в детстве, - говорил Сухомлинский, - иногда не возместить в годы юности, а тем более в зрелом возрасте". Зачастую родители и воспитатели исходят в своих действиях из неверного отношения к детям как к существам низшим. "Нет" – считал Корчак. "Сто детей – сто людей, которые не когда-то там, не еще, … не завтра, а уже… сейчас… люди. Не мирок, а мир, не малых, а великих, не "невинных", а глубоко человеческих ценностей, достоинств, свойств, стремлений, желаний". Только тогда, как и мечтал Корчак, жизнь взрослых не будет приложением к жизни ребенка. "Немного стоят слова о любви к детям, на которые мы так щедры иногда, - писал Корчак, - если они не подтверждаются уважением прав ребенка и пониманием его чувств". Об этой ошибке в воспитании предупреждал и Сухомлинский. "Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте". Сухомлинский видел в уважении личности ребенка важнейшее средство для воспитания доброты и душевной чуткости, вере в свои силы. Практически Сухомлинский был солидарен с Корчаком, подчеркивавшим, что "дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно бывать с ними в этой ясной атмосфере ласковых отношений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая". Однако для создания таких отношений между воспитателями и воспитанниками необходимо еще одно важное условие, на которое указывали оба педагога. "Без знания души ребенка, особенностей его мышления, восприятие окружающего мира слова о чуткости остаются пустым звуком" – писал Сухомлинский.
Корчак, в свою очередь, с горечью указывал, что в незнании ребенка, в отчужденности от его души лежит корень многих ошибок в воспитательной работе. Современники Корчака отмечали, что он превратил наблюдение за ребенком в науку. Выступая с такой же страстной убежденностью за умение воспитателей видеть и понимать душу ребенка, Сухомлинский подчеркивал важность справедливого отношения к воспитаннику. Он верно замечал, что нет "какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка. Вот почему дальнейшее воспитание представлялось мне как все более глубокое познание каждого ребенка". В то же время он обращал внимание на идею Корчака о необходимости возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему. Призыв Корчака не насиловать душу человека, внимательно приглядываться к законам естественного развития каждого ребенка, к его особенностям, стремлениям, потребностям навсегда запомнился Сухомлинскому. И Корчак, и Сухомлинский понимали, что в воспитании детей не может быть шаблона. Для того, чтобы понять мир каждого ребенка, воспитать у него верные представления о добре и зле, чести и человеческом достоинстве, Сухомлинский также обращался к этому удивительному свойству человека – воображению: "Имея доступ в сказочный мирец, имя которому детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии они не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир". Также Корчак и Сухомлинский не могли обойти вниманием феномен игры, на которую они смотрели как на труд детей, их творчество и видение жизни.
Такое же тонкое понимание детского мира чувствуется и в отношении обоих педагогов и роли сказки в воспитании детей. Оба педагога всю жизнь стремились к тому, чтобы их дети входили в мир реальный, через близкий и понятный им мир сказок, учились с детства понимать красоту родного языка, души человека. Сухомлинский подчеркивал исключительную роль сказки в процессе узнавания детьми мира в его волшебной оболочке. "Благодаря сказке, - замечал он, - ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходи благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах". И можно согласиться с Сухомлинским, что сказка является источником воспитания любви к отечеству. В преданиях, былинах, сказках ребенок черпает первые представления о жизни народа, его стремлениях и идеалах. Необходимо рассмотреть также еще один аспект педагогики Корчак а и Сухомлинского – отношение их и к проблеме наказаний в воспитании. К ней они подходили с позиций сравнения врачебной и педагогической этики. "Нет в мире более гуманных профессий, чем профессии врача и педагога, - писал Сухомлинский. – До последней минуты борется врач за жизнь человека. Никогда не дает он почувствовать больному, что его состояние плохое, даже безнадежное. Это азбучная истина врачебной этики. Мы, учителя, должны развивать, углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя". Итак, краеугольным камнем системы обоих педагогов была безграничная любовь к детям, которую они понимали прежде всего как уважение личности и прав ребенка, как стремление воспитателя познать его духовный мир, помогать ему в трудном процессе познания окружающего мира.
Определение нетрадиционных педагогических
технологий и их виды
Для того, чтобы раскрыть понятие нетрадиционной педагогической технологии, обратимся к термину «педагогическая технология». Существует множество определений этого термина различными авторами. Приведем один из них. «Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить ...
Основные формы мышления
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на д ...
Некоторые проблемы отбора языкового минимума с точки зрения развития
культуры общения
Значение отбора четко ограниченного языкового минимума при обучении иностранному языку трудно переоценить. Именно на усвоение этого ядра, имеющего обязательный характер для обучаемых, должны быть направлены основные усилия. Поскольку в качестве целевой установки, определяющей решение многих вопросо ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.