Духовное воспитание – это основа всей жизни человека. Нравственность и духовность не возможны друг без друга. Сама по себе народная педагогика не решает проблему правильного воспитания детей. Она необходима, но недостаточна. Настоящее нравственное воспитание возможно только в сочетании с духовным. По словам К.Д. Ушинского: "Всякое существенное, а не только кажущееся улучшение в быту народа, всякая существенная реформа должна основываться на внутренней, духовной реформе, на движении вперед, совершающемся в самом духе народа, потому что только из этих духовных реформ вырастают сами собой прочные внешние реформы".
Материалы наблюдений показывают, что деятельность учителей и учащихся, одухотворенных идеей наилучшего обустройства России как доброй матери всех ее сограждан, приобретает все более четкую направленность, высокий нравственный смысл, постепенно вытесняя процесс социальной апатии и растерянности, неуверенности в завтрашнем дне.
Народная педагогика подтвердила, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальными нормами и ценностями. Народная педагогика – это, прежде всего, выражение коллективного разума людей. Общие сопереживания, радости и заботы не подавляют индивидуальность человека, а закладывают в нем доброту, смелость, силу, щедрость. И подтверждение тому – собранные в течение веков в систему народные педагогические традиции. Народная педагогика сложилась из жизненного опыта людей по воспитанию подрастающего поколения, но пока она не заняла соответствующего ей места в общей системе педагогических исследований (педагогическая теория только изучала и синтезировала ее).
Каждая нация имеет собственную имплицитную концепцию воспитания, которая отражает особенности условий жизни и менталитета. Уже хрестоматийным стало высказывание К.Д.Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет и в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях, или заимствованных у других народов».
Современный интерес к этнопедагогической культуре, изучение отечественными учеными многовекового опыта воспитание позволяет прогнозировать существенное углубление разработки теоретических основ воспитательного процесса и повышение его результативности. В числе первостепенных трудностей этого пути можно назвать неоднозначность, иногда даже полярность подходов к определению как самого понятия «этнопедагогика», так и места ее в системе «этнопедагогика» и «народная педагогика». По существу, методологической основой и эмпирическим базисом изучения этнопедагогической культуры является этнография. Достаточно вспомнить, что у восточных славян научное осмысление народного воспитательного опыта и народно-педагогических идей чаще всего проводилось именно в рамках этнографических исследований.
Достижения этнографии помогают выяснить место и роль этно-педагогических идей в системе культуры того этноса, а также установить их отличие от приобретений данных социокультур. В 30-40-е годы из-за изменения политизации в стране практически останавливаются исследования этнопедагогического направления. В 50-60-е гг. ведутся работы по изучению народно-педагогической культуры этнических групп России, Среднеазиатских республик, Казахстана и Украины и других республик СССР. В этот период народная педагогика рассматривается в советском аспекте. Примерно в середине 60-х годов ученые под народной педагогикой понимали в основном педагогическую мысль, идею. Постепенно в народе более расширилось понимание педагогики как совокупности педагогических идей и воспитательной работы. Усилилось влияние этноса на изучение народной педагогики. Известный педагог Г.Н. Волков в своей монографии «Этнопедагогика» сделал попытку разграничить понятие «народная педагогика» и «этнопедагогика».
Направления, формы и методы социально - педагогической работы
с детьми с девиантным поведением
Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в кач ...
Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи
В начале 20 века в России началась разработка методов диагностики, направленных на выявление речевых нарушений у детей (для детей – группой врачей-энтузиастов – были открыты вспомогательные классы и школы). Нарушение речи – это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языко ...
Потенциал анимации как средства развития культуры досуга подростков
В последнее десятилетие среди наиболее распространённых и эффективных форм организации подросткового досуга выделилась педагогическая анимация, которая, по существу, объединяет различные формы досуговых занятий (игру, театрализацию, психологические, познавательные тренинги, массовые праздники и т. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.