Это психический механизм деятельности, подчиненной получению отдаленного результата, к тому не редко вероятного. Воля может развиваться только в ходе сложной, уверенной в будущее деятельности, путем преодоления препятствий. Поэтому волевые в своей основе качества личности: ответственность, чувство долга, терпение, усидчивость, старание, прилежание и т.д. – формируются и развиваются при наличии определенных волевых навыков. Именно воля делает человека свободным от внешних обстоятельств: такой человек действует не из внешнего принуждения, а исходя из своего целеполагания. Воля регулирует не только деятельность, а также и эмоции. Воля может развиваться гармонично или односторонне. Как правило, человеку с высоким уровнем волевого развития присуще стремление самостоятельно преодолевать встретившиеся трудности. Для людей со средним уровнем волевого развития характерно противоречивое отношение к трудностям. Низкий уровень волевого развития выражается в отрицательном отношении к трудностям, неспособностью мобилизовать усилия для их преодоления. Развитая воля – ценное качество человека. Однако, сама по себе воля слепа и может быть лишь послушным орудием доминирующей потребности. Хорошо известно, что одни люди, обладающие сильной волей, могут принести обществу много пользы, другие – неисчислимые бедствия, и тому в истории достаточно примеров. Воля может быть доброй и может быть злой по отношению к окружающим, будучи однозначной для проявляющего ее индивида. Различия между волей и нравственностью проявляются в том, что волевых принципов нет (способы действия вырабатываются с учетом ситуации) – есть только проявление волевого начала. Нравственное же фиксируется, накапливается, обобщается в принципах, нормах, правилах. Критерии нравственности складываются из многовекового опыта человечества. В поведении человека нет поступков, часть из которых регулируется волей, а другая – нравственностью как рядоположительными механизмами, хотя волевое и нравственное начала в регуляции деятельности могут быть выражены по-разному. Главное заключается в том, что нравственность – это не только ориентация мышления на систему специфических понятий, норм, требований, но и воля: человек направляет свои усилия только на определенные цели и избирает при этом только определенные способы действий. Нередки ситуации, когда нравственно вести себя способен только человек с сильно развитой волей. При слабости волевого начала нравственная регуляция поведения неполноценна, она остается на уровне лишь знания принципов морали, без должного отражения их в поведении. При слабости воли обедняются самые добрые побуждения, а порою человек, даже хорошо усвоивший принципы и отчетливо понимающий ценности морали, оказывается не в состоянии противостоять безнравственному принуждению. Функционирование нравственной регуляции деятельности в принципе сходно с механизмом волевой регуляции: здесь также есть тонические и циклические процессы, происходящие с помощью эмоций. Тонические процессы в данном случае – это постоянная оценка (упреждающая, текущая, завершающая) степени соответствования нормам и требованиям морали характера намерений, желаний, побуждений и т.д., а также предполагаемых или реально осуществляемых действий. Нравственная потребность охватывает всю деятельность. Она проявляет себя стремлением сохранить уважение и ощущать доброжелательное отношение окружающих, делать по возможности другим людям полезное и избегать в своем поведении всего того, что может быть им неприятно. Сам механизм и процесс оценки выступает как особое свойство личности – совесть: постоянная оценка собственных действий и себя как действующего лица с позиций нравственности. Выявление противоречия между эталонным для конкретной ситуации и намечаемым способом действия включает механизм нравственного торможения, предотвращающего совершение аморального поступка. По сути дела нравственное торможение - это ориентированный волевой акт. Разницу между эталонным для конкретной ситуации и реально осуществляемым или уже осуществленным действием определяет механизм нравственной коррекции. Важное значение имеет реакция окружающих. Особенно важно нравственное отношение подрастающему поколению: сколько взрослые не объясняли детям, что такое хорошо и что такое плохо, вести себя они вели, беря пример со старших, а не просто следуя их наставлениям. Таким образом, в проблеме соотношения нравственности и воли теория и практика смыкаются на каждом шагу, и всегда при этом проявляет себя необходимость нахождения правильного соотношения волевого и нравственного начал.
Некоторые специальные приемы, собирающие слуховое внимание учащегося
У каждого педагога есть своя «система средств воздействия» на учащихся, в частности приемы, которые обостряют эмоциональное восприятие музыки и «открывают уши». Эти приемы, психологически настраивая ученика, подготавливая его к работе, играют, тем не менее, лишь вспомогательную роль. Когда внешний ...
Система самостоятельных работ учащихся УНПО и средства её комплексного
учебно-методического обеспечения
Разработка методики системы самостоятельных работ учащихся может быть различной, но всегда нацелена на достижение единого результата – учащиеся должны не просто приобретать практические и теоретические знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. научиться учиться. Система средств учебно-ме ...
Общественное воспитание
Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам. Другими словами, им свойственно вкладывать сугубо практический смысл и в такие вопросы, которые у других народов рассматриваются только в духовном плане. Школа, религия, правосудие - все эти силы делают в Британии упор на поведен ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.