– психологическое планирование – планирование и организация мероприятий на создание и поддержание общего благоприятного климата в коллективе и позитивного настроя каждого сотрудника (тренинги, возможность бесед с психологами, корпоративные мероприятия).
Г). Экономические методы (способы воздействия на основе использования экономических законов):
– оплата труда – оклад, тарифная ставка, вознаграждения, материальная помощь;
– рабочая сила – потребность в сотрудниках, предложение на рынке труда, стоимость рабочей силы;
– плановое ведение хозяйства – план экономического развития, распределение ресурсов, капиталовложения, результаты.
После отбора ключевые моменты темы были нами преобразованы в опорный конспект, особенности которого заключаются в следующем:
Сжатие полной информации до малых размеров.
Наличие краткой аннотации каждого выделенного блока.
Использование ассоциаций, напоминающих о примерах, опытах, которые можно привлечь для конкретизации абстрактного материала. Эти ассоциации играют роль сигналов, вызывающих в памяти стоящие за ними основные явления, понятия или процессы.
Информация, изложенная в первично-вторичном конспекте, была сжата до определения понятия «методы управления», перечисления основных принципов и методов управления. При чем при описании методов управления информация была представлена в виде визуальных ассоциаций, подкрепленных словесными примерами.
Например, объяснимая ассоциация на экономические методы управления – это изображение копилки и руки, опускающей в нее деньги. Здесь же даны примеры способов экономического воздействия (заработная плата, налоги, вложения), которые характеризуют данный метод. Так весь ассоциативный ряд выстраивается в логическую цепочку: метод – его назначение – основные особенности – характеристики.
Таким же образом представлены и другие методы управления.
Кроме того, между компонентами схемы обозначены связи: каждый метод согласуется с основными принципами управления, а эффективное и своевременное их применение позволяет достичь целей управления.
Таким, образом, применяя принципы составления опорного конспекта, нами был разработан конспект по теме «Методы управления», который графически представлен в Приложении.
Разработка опорного конспекта должна подчиняться определенным принципам, вытекающим из закономерностей целостного педагогического процесса и условий деятельности педагога: наличие небольшого количества укрупненных единиц информации; выбор оптимального варианта изучения темы занятия; конспективное изображение изучаемого материала, его кодирование; логическая взаимосвязь, последовательность событий; указание главных понятий, их признаков, причинно-следственные связей, наиболее значимых личностей и фактов; принцип минимизации.
Соблюдение названных принципов в сочетании с выделением особенностей преподаваемой дисциплины, а также, использование алгоритма составления опорных конспектов, позволяет педагог при подготовке занятия, выстроить свою деятельность таким образом, чтобы представить учебный материал обучающимся с максимальной образовательной пользой для них.
Сжатие учебной информации, ее кодирование, с применением ассоциативного ряда обеспечивает целостность восприятия обучающимися преподаваемого материла, дает им возможность проследить связи как между частями этого материла, так и теории с практикой (через примеры).
Методическая разработка занятия по теме «Методы управления», а также графическое изображение конспекта может служить иллюстрацией применения опорного конспекта в практике преподавания дисциплины «Менеджмент».
На сегодняшний день среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога выделяется разработка и использование опорного конспекта, который представляет собой наглядное изображение изучаемого материала, в котором отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах.
Цель нашей работы заключалась в изучении особенностей разработки и использования системы опорных конспектов в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла.
В соответствии с названной цели был поставлен и решен ряд задач.
Во-первых, анализ педагогической литературы позволил определить сущность и назначение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла.
Сущность опорного конспекта заключается в построении по специальным принципам такой визуальной модели содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.
Составление и последующее использование опорного конспекта педагогом делает возможным эффективную систематизацию учебного материала, выделение существенных связей и обеспечение представлений обучающимся целостной картины изучаемого предмета, в соответствии с его спецификой.
Анализ современного состояния социальной педагогики
Социальная педагогика в своём развитии прошла огромный путь. И её современное состояние на прямую зависит от исторических корней. И мы считаем, что необходимо провести анализ современного состояния социальной педагогики. Мы выдели следующие критерии анализа современного состояния социальной педагог ...
План воспитательной работы
В школе создана воспитательная система, которая охватывает весь педагогический процесс, включая учебные знания и внеурочную деятельность. Цель воспитательной системы Поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка, для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном эта ...
Особенности теории обучения Б. Ф. Скиннера
В основе модульной системы обучения лежат очень многие теории. Некоторые моменты теории обучения по Б.Ф.Скиннеру являются очень важными. Б. Ф. Скиннер, будучи позитивистом, выступает вообще против всяких теорий обучения и предлагает строить учебный процесс на основе опыта. Он утверждает, что теории ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.