Задача 1. Серповидная анемия возникает на почве замены одного аминокислотного остатка – глутаминовой кислоты – на остаток валина в b-полипептидной цепи молекулы гемоглобина. Фрагмент цепи нормального гемоглобина: -глу-глу-лиз-. Фрагмент цепи аномального гемоглобина: -вал-глу-лиз- (глу-глутаминовая кислота; лиз-лизин; вал-валин). Изобразите эти фрагменты при помощи химических формул.
Решение.
Фрагмент цепи аномального гемоглобина
.
Фрагмент цепи нормального гемоглобина.
Задача 2. В полипептидной цепи фиброина шелка повторяются фрагменты типа: -ала-гли-ала-гли. Напишите химическую формулу такого фрагмента, где ала-аланин, гли-глицин.
Решение.
СН3 СН3
| |
.–NH–CH–CO–NH–CH2–CO–NH–CH–CO–NH–CH2–CO– .
Задача 3. При изучении желатина в качестве его модели используют синтетический полипептид полиглицин. Составьте реакцию поликонденсации глицина и приведите структурную форму полиглицина.
Решение.
NH2–CH2–COOH + H2N–CH2–COOH + H2N–CH2–COOH + .®
nH2O + H2N–CH2–CO–NH–CH2–CO–NH–CH2–CO– .(–NH–CH2–СО–)n
Задача 4. Почему происходит уменьшение веса мяса и рыбы после их тепловой обработки?
Решение. Во время тепловой обработки происходит денатурация белков мяса или рыбы. Белки становятся практически не растворимыми в воде и отдают значительную часть содержащейся в них воды, при этом масса мяса, например, уменьшается на 20-40 %.
Задача 5. О чем свидетельствует образование «хлопьев» во время варки мяса?
Решение. Если мясо погрузить в холодную воду и нагревать, то растворимые белки из наружных слоев мяса переходят в воду в количестве до 0,2 % от массы мяса. Во время варки происходит их денатурация, при этом образуются хлопья (пена, всплывающая на поверхность).
Задача 6. Установите структуру нуклеотида, имеющего молекулярную формулу C10H14N5O8P.
Решение. Общая формула нуклеотидов:
где X — Н (для дезоксирибонуклеотидов) или —ОН (для рибонуклеотидов), Y — азотистое основание. Согласно молекулярной формуле нуклеотида, в состав основания Y входят пять атомов азота, пять атомов углерода (другие пять атомов углерода входят в состав остатка углевода — рибозы или дезоксирибозы) и один или два атома кислорода. Единственное азотистое основание, удовлетворяющее этим требованиям, — гуанин:
Поскольку в состав нуклеотида входят 8 атомов кислорода, а в состав остатков фосфорной кислоты и основания — пять (четыре из кислоты и один из основания), то остаток углевода должен содержать три атома кислорода, т. е. X = ОН; углевод — рибоза. Искомый нуклеотид построен из остатков рибозы, гуанина и фосфорной кислоты. Его структурная формула:
Ответ. Нуклеотид построен из остатков рибозы, гуанина и фосфорной кислоты.
Задача 7. Напишите формулы протеиногенных аминокислот, имеющих в растворе кислую реакцию. Благодаря чему они имеют кислую природу?
Решение:
Они являются моноаминодикарбоновыми, содержащие одну аминную и две карбоксильные группы, благодаря чему они и являются кислыми.
Задача 8. Напишите формулы протеиногенных аминокислот, имеющих в растворе щелочную реакцию. Ответ обоснуйте.
Решение:
Задача 9. В одном из белков содержится 0,32% серы. Какова его относительная молекулярная масса, если предположить, что в молекуле содержится только один атом серы?
Решение: Молекулярная масса вещества будет во столько раз больше атомной массы серы, во сколько 100% больше 0,32%:
, отсюда
Следовательно, относительная молекулярная масса белка 10000.
Интернет-технологии в образовании
Электронная почта (E-mail) Электронная почта - первая, наиболее распространенная и эффективная из служб Интернет. Электронная почта является одним из наиболее удобных, простых и быстрых способов передачи информации. E-mail универсальна - пользователи множества сетей во всем мире, построенных на сов ...
Содержание и организация исследования
лексической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В процессе разработки и адаптации методики экспериментального исследования мы изучили работы таких авторов как Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Л.И. Белякова, А.Н. Гвоздев, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева . М.М. Кольцова, С.Н. Цейтлин и др. , на ...
История развития идей дифференциации обучения
В 20-х годах в отечественной и зарубежной педагогике начались активные разработки в области индивидуализации и дифференциации обучения, поиск путей выхода из сложившейся критической ситуации в образовании, обусловленной политическими и экономическими реформами. Несмотря на то, что разработки в обла ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.