Педагогика и образование » Изучение педагогических взглядов Л.Н. Толстого на предмет народного воспитания учащихся начальной школы » Актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого в контексте воспитательной работы с младшими школьниками

Актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого в контексте воспитательной работы с младшими школьниками

Страница 2

В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей.

Школа помещалась в двухэтажном доме, где были комнаты для занятий с детьми и кабинет для учителей. В одних сенях стояли приспособления для занятий гимнастикой, в других — верстак. В одной из комнат был организован музей, в котором на полках были разложены камни, скелеты, травы и др. Все ученики были разделены на три класса: младший, средний и старший. Им предлагалось для изучения двенадцать предметов. Дети приходили в школу к восьми часам утра и садились, где хотели: на лавках, столах или подоконниках. Учитель располагался посреди комнаты. Младший и средний классы занимались в одной комнате, старший отдельно. По расписанию в каждом классе должно было быть от пяти до семи уроков. По утрам дети занимались математикой, чтением, черчением, каллиграфией, Законом Божиим. Затем они шли домой обедать, а в три часа дня возвращались в школу. Во второй половине дня ученики писали сочинения, проводили физические эксперименты, с удовольствием слушали рассказы учителя о священной и русской истории, читали и пели. В этой школе ученики не были обязаны посещать ее, оставаться на занятия, носить в школу книги и тетради, но ходили все, редкие пропуски случались из-за домашних дел, а некоторых учеников сторож выгонял из школы поздно ночью. Детям в школе было интересно, весело, радостно, их не пугали плохие оценки, не мучила мысль о предстоящих уроках. Яснополянская школа была оригинальным, не имевшим аналогов, бесплатным учебным заведением, основной задачей которого являлось создание условий для развития творчества и самостоятельности. На первых этапах становления школы обучение чтению проходило следующим образом: один ученик читал, остальные следили и поправляли его. Со временем сложилась другая система работы: ученики сами брали две, три книги и читали их вдвоем или втроем. Потом они подходили к учителю с просьбой послушать их или прочитать книгу вместе с ними. В дальнейшем на уроках стали использовать пять методических приемов: чтение с учителем (когда ученик просил почитать с ним); самостоятельная работа (когда ученик уже научился складывать слоги); чтение с заучиванием наизусть молитв, стихов и др.; чтение сообща по одной книге (по два, три человека), когда один ученик читает вслух, а другие следят по тексту; все более усложняющееся чтение с пониманием и интересом. Ученики учились одновременно узнавать и писать буквы, составлять и писать слова. Работа могла проходить так: один ребенок диктовал что-либо, а другие писали каждый на своей части доски, а потом дети исправляли ошибки друг друга. Что касается изучения синтаксиса играмматики, то в Яснополянской школе признавали полезными все известные способы учения, но не считали их единственными, и избирались те, которые охотно принимались учениками, например, составление предложений из заданных слов или сочинение стихов по заданному размеру. Упражнения должны были убедить учеников в том, что слова изменяются по определенным правилам. Такие упражнения нравились ученикам, скучная грамматика воспринималась проще.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Функция, обратная косинусу
Областью значений функции y=cos x (см. рис. 2) является отрезок. На отрезке функция непрерывна и монотонно убывает. Рис. 2 Значит, на отрезке определена функция, обратная функции y=cos x. Эту обратную функцию называют арккосинусом и обозначают y=arccos x [2]. Определение Aрккосинусом числа а, если ...

Описание интернет-учебника "Курс лабораторных работ по изучению языка HTML"
"Курс лабораторных работ по изучению языка HTML" представляет собой целостную обучающую программу с примерами и контролирующими усвоение материала заданиями и может быть использован как в компьютерном зале на практических занятиях по теме "Интернет-технологии", так и самостоятел ...

Проблемное обучение как педагогическое явление
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механичес ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0297