Таким образом, заучивание грамматических правил и определений, т.е. законов языка, считавшееся «умственной гимнастикой» (средством умственного развития), в школе Л.Н. Толстого не нашло традиционного воплощения. Умственное развитие осуществлялось более эффективно в иных, интересных для детей видах работы, требующих самостоятельной деятельности. Усвоение языка и грамотности происходило благодаря развитию живой речи, написанию сочинений и т.п. Письмо было любимым занятием учеников Яснополянской школы. В младшем и среднем классах дети сами выбирали темы для сочинений. Л.Н. Толстой считал, что не следует учить детей сочинять, можно лишь научить их, «как браться за сочинительство». Перечислим приемы, которые использовались в Яснополянской школе: предлагался большой выбор тем; читались лучшие детские сочинения; во время просматривания детских сочинений не делалось замечаний об опрятности тетрадей, о каллиграфии и орфографии; механизм сочинительства на выбранную тему обсуждался с группой детей.
Ученики Л.Н. Толстого хорошо решали примеры на четыре действия арифметики, знали дроби и пропорции, решали сложные задачи на смешение, тройное правило, изучали планиметрию, геометрию, знакомились с алгеброй и т.д. Занятия математикой были очень результативными. Это подтверждает тот факт, что яснополянские школьники выиграли соревнование в решении задач с тульскими гимназистами, которые специально для этой цели приезжали в Ясную Поляну.
Физический труд, который Л.Н. Толстой считал необходимым не только для укрепления здоровья, но и для нравственного совершенствования, проводился как в стенах школы (столярство, ремёсла), так и на сельскохозяйственном участке. На занятиях ученики получали агрономические знания, практические навыки землеизмерения, учились правильному уходу за растениями и т.п. Зимой на пруду устраивался каток, на котором дети (иногда вместе с Л.Н. Толстым) наперегонки катались на коньках, подаренных им графом.
В школе регулярно проводились праздники, устраивались спектакли. Посетителей школы, которых было немало, поражало, прежде всего, отношение школьников к ней, а также добровольные, ежедневные занятия по восемь, девять часов, на которых была явно видна постоянная работа мысли учеников. В своих педагогических статьях 60 - х годов Л.Н. Толстой стремится дать ответы на вопросы о целях, содержании и методах обучения, о взаимоотношениях учителей и детей, основанных на естественности. Он пришел к убеждению, что главная, ведущая идея всей педагогики заключается в развитии активности, творчества, индивидуальности каждого ученика и учителя. Таким образом, считаем, что для эффективного воспитания младших школьников в настоящее время наиболее актуальны такие педагогические идеи Л.Н. Толстого как: обучение детей народной мудрости, отраженные в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, преданиях, песнях, загадках, пословицах, поговорках, играх, игрушках; буте, укладе, традициях, а так же философские этические, и собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. аккумулирует весь педагогический потенциал народной педагогики. Педагогическая мудрость народа наблюдается достаточно четко форм воспитания: пословицы - нацелены на социально – эстетическое воспитания, загадки - на умственное развития, песни на эстетическое и патриотическое воспитания, сказки – совмещают все выше перечисленные.
Значимо также и то, что Л.Н. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в Яснополянская школа, была оригинальным, не имевшим аналогов, бесплатным учебным заведением, основной задачей которого являлось создание условий для развития творчества и самостоятельности, ежедневные занятия по восемь, девять часов, на которых была явно видна постоянная работа мысли ученика.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. ...
Обновление обучения и воспитания
Как и везде, организация учебно-воспитательного процесса за рубежом имеет свои преимущества и недостатки. К числу таких недостатков относится то, что учащиеся нередко оказываются несостоятельными, когда от них требуется самостоятельность, инициатива и творчество. Глубокие корни пустили малопродукти ...
Индивидуально – дифференцированный подход на основе состояния здоровья
детей
На основе состояния здоровья дети делятся по медицинским группам, что способствует определению для каждой из них оптимальной физической нагрузки и условий физического воспитания. Первую группу здоровья составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма. Ко второй ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.