Таким образом, заучивание грамматических правил и определений, т.е. законов языка, считавшееся «умственной гимнастикой» (средством умственного развития), в школе Л.Н. Толстого не нашло традиционного воплощения. Умственное развитие осуществлялось более эффективно в иных, интересных для детей видах работы, требующих самостоятельной деятельности. Усвоение языка и грамотности происходило благодаря развитию живой речи, написанию сочинений и т.п. Письмо было любимым занятием учеников Яснополянской школы. В младшем и среднем классах дети сами выбирали темы для сочинений. Л.Н. Толстой считал, что не следует учить детей сочинять, можно лишь научить их, «как браться за сочинительство». Перечислим приемы, которые использовались в Яснополянской школе: предлагался большой выбор тем; читались лучшие детские сочинения; во время просматривания детских сочинений не делалось замечаний об опрятности тетрадей, о каллиграфии и орфографии; механизм сочинительства на выбранную тему обсуждался с группой детей.
Ученики Л.Н. Толстого хорошо решали примеры на четыре действия арифметики, знали дроби и пропорции, решали сложные задачи на смешение, тройное правило, изучали планиметрию, геометрию, знакомились с алгеброй и т.д. Занятия математикой были очень результативными. Это подтверждает тот факт, что яснополянские школьники выиграли соревнование в решении задач с тульскими гимназистами, которые специально для этой цели приезжали в Ясную Поляну.
Физический труд, который Л.Н. Толстой считал необходимым не только для укрепления здоровья, но и для нравственного совершенствования, проводился как в стенах школы (столярство, ремёсла), так и на сельскохозяйственном участке. На занятиях ученики получали агрономические знания, практические навыки землеизмерения, учились правильному уходу за растениями и т.п. Зимой на пруду устраивался каток, на котором дети (иногда вместе с Л.Н. Толстым) наперегонки катались на коньках, подаренных им графом.
В школе регулярно проводились праздники, устраивались спектакли. Посетителей школы, которых было немало, поражало, прежде всего, отношение школьников к ней, а также добровольные, ежедневные занятия по восемь, девять часов, на которых была явно видна постоянная работа мысли учеников. В своих педагогических статьях 60 - х годов Л.Н. Толстой стремится дать ответы на вопросы о целях, содержании и методах обучения, о взаимоотношениях учителей и детей, основанных на естественности. Он пришел к убеждению, что главная, ведущая идея всей педагогики заключается в развитии активности, творчества, индивидуальности каждого ученика и учителя. Таким образом, считаем, что для эффективного воспитания младших школьников в настоящее время наиболее актуальны такие педагогические идеи Л.Н. Толстого как: обучение детей народной мудрости, отраженные в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, преданиях, песнях, загадках, пословицах, поговорках, играх, игрушках; буте, укладе, традициях, а так же философские этические, и собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. аккумулирует весь педагогический потенциал народной педагогики. Педагогическая мудрость народа наблюдается достаточно четко форм воспитания: пословицы - нацелены на социально – эстетическое воспитания, загадки - на умственное развития, песни на эстетическое и патриотическое воспитания, сказки – совмещают все выше перечисленные.
Значимо также и то, что Л.Н. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в Яснополянская школа, была оригинальным, не имевшим аналогов, бесплатным учебным заведением, основной задачей которого являлось создание условий для развития творчества и самостоятельности, ежедневные занятия по восемь, девять часов, на которых была явно видна постоянная работа мысли ученика.
Принципы разработки опорного конспекта по дисциплине «Менеджмент»
Разработка опорного конспекта должна подчиняться определенным принципам, вытекающим из закономерностей целостного педагогического процесса и условий деятельности педагога. Принцип – это руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности. Исходя из определения опорного ко ...
Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное
самоопределение школьников
За последние годы в нашей стране значительно расширилась профориентационная практика, обнаружившая слабую эффективность традиционных ее форм и методов. В этой ситуации необходим постоянный поиск новых способов работы, что предполагает в первую очередь изменение позиций самих профориентаторов, разви ...
Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности
Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, распространено мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. При всей кажущейся привлекательности этой точки ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.