Психолого-педагогический подход к обучению требует анализа учебной деятельности как деятельности субъекта, как особой формы социальной и познавательной активности учащегося, в которой происходит реализация его собственных стремлений.
Важно знать не только объективные результаты учебной деятельности, но и то, как она протекает: какие мотивы побуждают учащегося учиться, как формируются «личностные смыслы», как принимаются учебные задачи и подбираются соответствующие учебные действия. Понимание психологических механизмов саморегуляции учебной деятельности поможет вскрыть собственную позицию учащегося в учении: какова мера его активности, система отношений и личностных ценностей.
Психологический анализ учебной деятельности связан с пониманием ее как деятельности ведущей в связи с той функцией, которую она выполняет в развитии школьников. Ведущая деятельность объединяет в себе основные тенденции развития, формирует и перестраивает психические процессы, обуславливает психологические изменения личности. Деятельность становится ведущей постольку, поскольку в ней появляется и интенсивно формируется нечто новое, позволяющее понять и охарактеризовать происходящие в ней качественные сдвиги.
Итак, качественно новой характеристикой учебной деятельности в школах и классах с углубленным изучением математики является ее профессиональная направленность. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая изменяет всю систему отношений учащихся к учению, к себе, к окружающим. В связи с устремленностью в будущее отношение к учению в школах и классах с углубленным изучением математики выступает в иной фазе: учение носит для учащихся личностный смысл на принципиально иной, чем в обычной школе, основе – на основе задач самоопределения и социализации личности.
Динамика развития учебной деятельности от младшего школьного возраста к старшему связана с изменением функций учителя, она от организаторской переходит к направляющей и консультационно-творческой. Поэтому учащийся должен сам становиться подлинным субъектом учебной деятельности: уметь самостоятельно выделять учебные задачи, выбирать соответствующие им учебные действия, осуществлять различные формы самоконтроля, всесторонне и объективно оценивать результаты своей работы.
Учебная деятельность в таких школах и классах требует от учащихся высокой степени активности. Это в равной степени относится как к умственной, так и к общей активной позиции в процессе познания.
Проблема активности учащегося в обучении охватывает, таким образом, два аспекта формирования учебно-воспитательного процесса – внешний и внутренний:
активность и мотивы учебной деятельности, ее обусловленность потребностями, интересами, целями самих учащихся, исходя из специфики психолого-педагогических особенностей развития;
2) активность и особенности организации учебно-воспитательного процесса, т.е. зависимость активности учащегося от форм, методов и средств обучения и воспитания в образовательной среде, которая зависит от количества и личных умений учителя.
А значит, задача учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаний протекало в условии развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Учащихся необходимо учить самостоятельно делать обобщения, творчески применять знания в новой ситуации. Именно такие новые ситуации и выдвигаются при изучении обратных тригонометрических функций.
Успех углубленного изучения математики во многом зависит от профессионального уровня учителя и степени заинтересованности и подготовленности школьников. Обучение в X–XI классах предполагает наличие у учеников более или менее устойчивого интереса к математике и намерение выбрать после окончания школы связанную с ней профессию. На этом этапе необходимо обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования. Поэтому предполагаемое планирование учебного материала учитель может и должен менять их в зависимости от уровня класса, своих вкусов: упрощать или дополнять материал, переставлять темы, варьировать число часов, отводимых на ту или иную тему, проводить несколько больше или меньше проверочных работ.
Учителю предоставляется право свободного выбора методических путей и организационных форм обучения, учитывающих возрастные возможности учащихся. Очень важно при этом, чтобы требования к знаниям и умениям учащихся не были чрезмерно завышенными. Чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведет, особенно на первом этапе к угасанию интереса к математике.
Планирование проведено в соответствии с учебным планом, согласно которому в неделю и в X–XI классах 5,5–6 часов в неделю.
Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому
принципу
Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 —70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др. Г.Е. Сухарева, преследуя задачи выявления клинических особенностей данной формы ...
Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы
Остановимся более подробно на процессе постановки голоса, которая происходит через формирование комплекса основных вокальных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения (собственно пения), совокупность которых профессионально оснащает певца в его ...
Сущность и природа нравственности
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.