Определяя комплекс педагогических условий, мы основывались на том, что предмет исследования достаточно сложен, соответственно, предполагается многоаспектный характер цели предупреждения и преодоления асоциального поведения, достижение которой реализуется за счёт использования именно комплекса условий, методов воспитания и перевоспитания, методологических подходов, многоуровневого и целе- и разнонаправленного взаимодействия со средой.
Во-первых, предупреждение и преодоление асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций должно быть организовано через деятельность, причём с учётом ведущей для данного возраста, личностно-значимой, ценной, положительной деятельности.
Во-вторых, предупреждение и преодоление асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций должно быть поэтапным и включать все уровни формирования ценностных ориентаций.
В-третьих, для укрепления комплекса ценностных ориентаций, не противоречащих нормам поведения в обществе, и для предупреждения асоциального поведения должна быть сформирована положительная установка на коррекцию либо установка на переформирование асоциальных ценностных ориентаций личности.
В-четвертых, для решения проблемы необходим комплекс технологий, так как причины, вызывающие асоциальное поведение, действуют не единичным образом, а образуют единый фронт воздействия на подростка, и возникающие вследствие этого установки асоциального характера, взаимодействуя между собой, начинают трансформироваться в более сложное образование – устойчивое асоциальное поведение. В личности подростка может находиться целый комплекс разных видов и степеней развития асоциальных установок и характера поведения, что затрудняет процесс перевоспитания, поскольку приходится исправлять сразу несколько отрицательных качеств.
Проведённый анализ позволяет нам высказать предположение, что предупреждение и преодоление асоциального поведения подростков будет эффективным при реализации следующего комплекса педагогических условий:
1. Ориентация на уровни сформированности нравственных ценностей подростков, регулярная их оценка.
2. Формирование установки личности на коррекцию ценностных ориентаций и асоциального поведения подростка, исходя из системно-синергетического подхода.
3. Разработка компонентов технологии предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков, связанных с ориентацией на нравственные ценности.
Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность внешних обстоятельств образовательного и воспитательного процесса и внутренних особенностей, от наличия которых зависит предупреждение и преодоление асоциального поведения и результатом которых является сформированные ценностные ориентации. То есть понятие включает в себя следующие компоненты: опосредованное влияние и самокоррекция, самовоспитание.
Первое педагогическое условие – ориентация на уровни сформированности нравственных ценностей подростков, регулярная их оценка.
В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в иерархию нравственных ценностей личности, как характеризуются ценностные отношения, сочетания этих ценностей, степень большего или меньшего их предпочтения относительно других и т.п., можно определить уровень развития нравственных ценностей, а также, как следствие, на какие цели жизни направлена деятельность человека и какие средства для достижения этих целей для него предпочтительны. Содержательная сторона и иерархическая структура ценностных ориентаций показывает не только уровень сформированности нравственных ценностей, но и то, в какой степени, выявленные нравственные ценности учащихся, соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны целям воспитания.
Психофизиологические, психологические,
педагогические условия формирования навыка письма
В работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Цветковой, Е.В. Гурьянова, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева и других раскрываются механизмы формирования письма и их нарушения. Как отмечает Б.Г. Ананьев, в процессе письма можно выделить 2 уровня организации: сенсомоторный уровень, отвечающий за технику пись ...
Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией
В предыдущих главах нашего исследования мы рассмотрели онтогенез лексической системы при нормальном речевом развитии ребенка. Однако под влиянием различные неблагоприятных воздействий, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить ...
Цель, контингент, описание диагностических методик
Цель: изучение уровня сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Контингент: констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ «Прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста города Суворова. В состав группы для обсл ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.