Педагогика и образование » Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций » Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростков

Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростков

Страница 2

В соответствии с принятым пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Выделение в структуре и содержании ценностных ориентаций этих двух групп ценностей позволяет, с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия «направленность личности», понять уровень сформированности нравственных ценностей, а с другой - оценить умение человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности свидетельствует об определенном уровне развития его личности.

Анализ данных ведётся в строгом соответствии с процессуальной моделью предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций, изложенной выше. Это означает, что прежде всего следует определить степень сформированности психологического механизма ценностных ориентаций, т.е. особенности дифференциации ценностей (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот психологический параметр ценностных ориентаций, является вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности. Таким образом, по степени сформированности психологического механизма можно выделить три основные группы подростков:

1) учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ценностных ориентаций;

2) учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться;

3) учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась.

Как показывает практика, в процессе формирования нравственного сознания подростков для предупреждения и преодоления их асоциального поведения ориентация должна быть направлена: на нравственные поступки личности, связанные с моральными ценностями, мотивацией, имеющей общественную значимость, на систему этических ценностей, норм и правил поведения, традиции, обычаи, нейтрализацию и коррекцию порицаемых в социуме форм поведения и отношений. Важно сформировать духовный облик подростка, основывающийся на нравственном идеале, выступающий как цель образования личности.

Исходя из синергетики, разработка методики реализации формирования и коррекции нравственных ценностей основывается на неравновесности как личности подростка, так и самого процесса его развития и предусматривает:

в познавательной деятельности – столкновение мнений, выяснение трудностей при решении конкретных образовательных задач;

постановку подростков в ситуацию выбора общественно значимых ценностей как ориентиров в поведении и отношениях;

оценку положительных и негативных сторон не только личности подростка, но и социальных явлений;

формирование установки на ценностное отношение к своим поступкам и общественным явлениям;

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Особенности развития и педагогические принципы русской вокальной школы
Пение – один из самых доступных и естественных для человека видов исполнительской деятельности. Оно не только способствует развитию специальных вокальных способностей человека, певческой культуры, но и его общему и музыкальному развитию, становлению мировоззрения, формированию будущей личности. Реш ...

Возрастные особенности и особенности социальной адаптации младших подростков, находящихся на подвозе
Проблема социальной адаптации детей, находящихся на подвозе – это отражение политических, социально-экономических и духовно-нравственных кризисов, переживаемых обществом. Детство не просто возрастной этап развития индивида, но и особое социальное явление, суть и содержание которого определяются спе ...

Анализ практического опыта развития творческих способностей младших школьников
Повышение качества усвоения знаний младших школьников - одна из важнейших задач школы. Её осуществление многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение педагоги и методисты отводя ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0195