В процессе трудовой подготовки учащихся наглядность обучения играет особую роль обусловленную преимущественно практической деятельностью учащихся (работа с применением предметов и орудий труда, выполнение трудовых приемов, операций и тому подобное) и сравнительно небольшим объемом учебного времени, отводимого на изучение теоретических вопросов.
Наглядные пособия помогают лучше освоить материал, поддерживать внимание и интерес у учащихся на уроке. Однако излишнее количество наглядных пособий отвлекает учащихся, притупляет их внимание. Поэтому, следует отобрать все наглядные пособия по данной теме, а затем выбрать из них те, без которых действительно трудно обойтись.
Не следует развешивать перед уроком сразу все плакаты и раскладывать наглядные пособия на демонстрационном столе. Это может отвлекать учащихся. Выставлять для обозрения и демонстрировать пособия следует строго по ходу изложения. Для этого плакаты подбирают в нужной последовательности и вывешивают на одном кронштейне.
Чтобы получить ожидаемую эффективность от применения наглядных пособий необходимо владеть методами учебной демонстрации (показ изучаемых субъектов и трудовых приемов).
В методике технологии различают три вида учебного демонстрирования: расчлененное, целостное замедленное и целостное в рабочем темпе.
К расчлененному демонстрированию, то есть показу приемов и действию по частям, в технологии кулинарии прибегают очень часто. Чтобы обеспечить успех такого демонстрирования, необходимо определить объекты показа, расчленив их на части, доступные для восприятия учащихся за один прием. Надо также определить последовательность показа частей и подготовить нужные объяснения.
Целостное замедленное демонстрирование позволяет показать учащимся, из каких движений состоит технологический прием или операция. При этом обращается внимание на каждое технологическое действие.
Особо сложные приемы и действия целесообразно демонстрировать сначала в расчлененном виде, затем прибегать к замедленному показу, после чего выполнить прием в рабочем темпе.
Для успешного применения рассматриваемых методов надо, во-первых, избегать показа действий, уже хорошо известных учащимся, и, во-вторых, непрерывно проверять правильность восприятия учащимися наблюдаемого ими.
На одном и том же занятии не рекомендуется показывать больше одного-двух трудовых действий, так как учащиеся, как правило, не в состоянии сразу запомнить многое. При показе на одном занятии большого количества трудовых действий (например, трех-четырех), как это явствует из наблюдений, приходится неоднократно возвращаться к уже пройденному, снова и снова затрачивать время на повторные показы, объяснения.
Показ технологических процессов включает в себя: показ процесса в целом; детальный показ работы отдельных аппаратов, машин или их частей; проверку правильности восприятия учащимися показанного; повторный показ, если это требуется.
Показывая технологические приемы или технологические процессы цель усвоения реализуется, если одновременно, но продуманно применять соответствующие таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, модели, макеты, плакаты, чертежи.
В целом применение наглядных пособий позволяет более выразительно и доходчиво доносить до учащихся наиболее трудные и сложно усваиваемые вопросы программного материала, активизировать их наблюдения, развивать у них производственное воображение, способствовать более глубокому восприятию и запоминанию.
Различают также плоскостные наглядные пособия, к ним относятся рисунки, схемы, фотографии и так далее. На уроках кулинарии широко используются рисунки и фотографии в качестве простой иллюстрации к рассказу. Они не показывают технологию, а только внешний вид блюда, посуды, инструментов и так далее. Такие пособия следует использовать лишь в тех случаях, когда нет соответствующих муляжей или натуральных образцов. Например, схемы кулинарной разделки туш.
Оценка двигательного, нервного и речевого развития ребенка
Новорождённый: Положение на животе (ПЖ): руки и ноги согнуты. При прикосновении к ступням пытается ползти. Ребенок способен повернуть голову в сторону, освободив лицо для свободного дыхания. Положение на спине (ПС): Прочно охватывает палец врача или матери. При поглаживании щеки ищет грудь, соверша ...
Физиологические и психологические основы развития ловкости у детей
старшего дошкольного возраста
Психофизиологические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Составной частью физического воспитания являются физические качества, которые содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, ...
Особенности и качества научного мышления учащихся
Рассмотрим основные особенности научного мышления учащихся. Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.