Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии

Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии

В условиях современного общества эстетическое воспитание, как одно из средств формирования всесторонне развитой гармоничной личности, занимает все более значительное место в парадигме отечественного образования и воспитания молодежи. Проблема эстетического воспитания является одной из важнейших социально-педагогических проблем, связанных с формированием общей культуры общества XXI века. Эстетическое воспитание значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию личности в системе, материального и духовного наследия народа, развитие ее эстетического отношения к окружающему природному и предметному миру.

Педагогической наукой доказано, что важнейшее формирующее воздействие на ребенка оказывает приобщение его к самостоятельной эстетической деятельности. В образовательной области «Технология» данная деятельность основывается на монистической связи художественных и трудовых аспектов. Следовательно, эстетическая деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания. В ней, на основе взаимодействия категорий эстетики и технологии осуществляется ценностно-ориентированная, предметно-преобразующая деятельность, в процессе которой, с одной стороны, создаются полезные и красивые вещи, обладающие художественным качеством, а с другой стороны – формируется эстетический вкус, взгляды и убежденность.

Педагогическая наука уделяет должное внимание эстетическому воспитанию и образованию в трудах Л.П. Заречной, А.П. Валицкой, И.И. Зарецкой, В.С. Бельченко, Ю.С. Барановского, Г.В. Рубинной, Г.А. Шильниковой и других.

К сожалению, в настоящее время в практике школы недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию учащихся в трудовой подготовке. Школьники практически не готовятся к решению комплексных эстетико-технологических задач.

Недостатки эстетического воспитания наносят ущерб формированию нравственно-эстетической установки личности как ценности. Это отрицательно сказывается на подготовке учащихся к жизни и самореализации в системе создания материальных и духовных ценностей, на развитии отечественного материального производства цивилизованного бизнеса, современного сервиса.

Низкая культура эстетического воспитания будущих производителей материальных ценностей и услуг обуславливает их социальную неготовность к созданию изделий, обладающих высокой художественной ценностью и способных конкурировать с лучшими зарубежными образцами. Это и побудило нас к выбору темы квалификационной работы: «Эстетической воспитание учащихся 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии».

Цель работы. Обоснование, разработка и экспериментальная проверка процесса эстетического воспитания учащихся 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии.

Объект исследования. Процесс и результат обучения учащихся 5-9 классов в образовательной области «Технология».

Предмет исследования – содержание, формы и методы эстетического воспитания учащихся 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии.

Гипотеза – процесс эстетического воспитания учащихся 5-9 классов в образовательной области «Технология» будет более эффективным, если:

- будут раскрыты и обоснованы социально-педагогические проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения в образовательной области «Технология»;

- будет обоснована и реализована методика эстетического воспитания учащихся 5-9 классов в образовательной области «Технология».

Задачи исследования:

Роль эстетического воспитания в решении социально-педагогических проблем формирования гармоничного развития личности.

Выявить потенциальные возможности эстетического воспитания в содержании учебных программ в образовательной области «Технология».

Выявить и сформировать педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-9 классов в образовательной области «Технология».

Отобрать и разработать содержание, формы и методы организации процесса эстетического воспитания учащихся 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии.

Разработать дидактическое обеспечение подготовки учащихся 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии.

Раскрыть методику и результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии.

Методологической и теоретической основой исследования являются: диалектико-материалистический, историко-аналитический, теоретический и системно-деятельный подход к формированию и развитию гармоничной личности, философские учения о связи теории и практики, роли трудового обучения, производственного труда в ее становлении как социального субъекта.

Методы исследования. Исследование выполнялось разнообразными, принятыми в педагогической науке методами. В их числе: изучение научных работ, анализ опыта подготовки учителей трудового обучения в сельских школах, метод беседы, метод математической статистики, изучение документации.

Экспериментальной базой является средняя общеобразовательная школа № 18 г. Славянска-на-Кубани.

В экспериментальной работе участвовали: доктор педагогических наук, профессор Заречная Лариса Петровна, доктор педагогических наук, профессор Щеколдин Аркадий Гаврилович, старший преподаватель-методист Асаакян Оксана Викторовна, старший преподаватель-методист Лукьяненко Александр Викторович, директор СОШ № 43 Саломатин Юрий Федорович, завуч Гайдарь Людмила Романовна, учитель трудового обучения Куклева Елена Петровна, студентка 5 курса факультета технологии и предпринимательства Капуста Елена Алексеевна, 6 «Б» класс (16 человек).

Практическая значимость квалификационной работы состоит в разработке и внедрении в практику средней общеобразовательной школы № 43 авторской программы обучения учащихся в образовательной области «Технология», утвержденной директором этой школы Саломатиным Юрием Федоровичем.

Положения, выносимые на защиту.

1. Эффективность эстетического воспитания подрастающего поколения в образовательной области «Технология», обеспечивается раскрытием и обоснованием социально-педагогических аспектов проблемы обучения технологии кулинарии.

2. Целенаправленно-спроектируемый процесс эстетического воспитания учащихся на занятиях технологии кулинарии успешно реализуется на основе конкретных педагогических условий и средств, обоснованном отборе содержания и адекватных ему форм и методов, это подтверждается результатами экспериментальной работы в СОШ № 18 г. Славянска-на-Кубани.

Еще по теме:

Психологические особенности профессионального самоопределения школьников
Для юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план ...

Методы изучения коллективных явлений
Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко испол ...

Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции процесса письма
Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Устная речь формируется первой, в то время как письменная использует все ее готовые механ ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0083