Репетиция – это труд. Причём труд, при котором не всегда видны сразу результаты. Она включает элементы монотонности, что утомляет участников, снижает их общую и исполнительскую активность. Обязанность художественного руководителя – своим примером воодушевить их, не давать охладеть к творчеству. «Активность актёра зависит от того, в каком состоянии находится режиссёр во время репетиции. Режиссёр – это источник энергии, он определяет актёрам импульс. Режиссёрская «дрожь» должна перейти актёрам. Музыканты не смотрят на дирижёра, а всё равно чувствуют его, особенно такого, у которого есть ток».
Нужно сказать, что репетиция – это подготовка участников, поддержание в них творческого настроения. Создание творческой и соответствующей морально-психологической обстановки в коллективе вынуждают искать эффективные методы работы, варьировать подходы к достижению намеченной цели.
К речи художественного руководителя во время репетиции предъявляются особые требования. Прежде всего, не нужно много говорить, выражать мысли следует как можно короче: участники приходят на репетицию, чтобы выразить себя как танцора, но не выслушивать длинные, порой и несущественные, не относящиеся к предмету разговоры: «… а то некоторые - говорят, говорят, а актёр слушает и думает: «Ну давайте же, наконец, работать – хватит болтать!»». Частые словесные пояснения расхолаживают исполнителей, сбивают темп репетиции. Для лучшего пояснения своей мысли можно прибегнуть к помощи личного исполнительского показа. «…Надо приучать себя не вести сидячий образ жизни на репетициях. Я почти всегда на ногах, и актёры тоже. Как ни странно, а истина «в ногах»».
Так же речь руководителя должна быть грамотная, культурная, тон при замечаниях и поправках ни в коем случае не должен быть грубым и оскорбительным. «Натура настоящего артиста – это чуткий инструмент. К каждому нужен индивидуальный подход. Нельзя допускать грубость, одёргивания». Про Марину Тимофеевну Семёновну Марис Лиепа вспоминал так: «Её объяснения всегда отличаются образностью, удивительно точными сравнениями, которые находит она для объяснения задачи. Помню, в «Спящей красавице» в первой части вариации третьего акта балерине никак не удавалось сделать па-де-бурре так, чтобы Марина Тимофеевна была довольна, она ей втолковывала: «Ты когда-нибудь ходила по расплавленному асфальту? Вообрази себе, твои ноги увязли, прилипли к асфальту, ты с трудом втаскиваешь их, отдираешь!» Ей удавалось объяснить словами физическое состояние тела: «Собери ноги! Посмотри, у тебя нога-то – дура! Глупая нога-то! Ничего не говорит, ничего не объясняет! Она рассказывать должна, чувства передавать! Ну-ка, попробуй ещё! .».
Проведение генеральной репетиции имеет свои особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией с одной стороны, но в то же время несёт на себе приметы концертного выступления (костюмы, грим, свет, звук и т.д.). Генеральная репетиция является итоговой для определённого этапа подготовки репертуара к концерту, и поэтому на ней решаются такие задачи:
- как подготовить психически исполнителей к концерту;
- проверить программу, её выстроенность.
На генеральной репетиции не нужно делать частые остановки. Важнее пройти все номера с начала до конца, дать почувствовать исполнителям всю программу в целом, этим самым как бы равномерно распределить силы и эмоциональное напряжение на все номера. И лучше проводить генеральную репетицию (если есть такая возможность) в том зале и площадке, где предстоит выступление за два дня до концерта. В этом случаи (если это необходимо) ещё есть время отработать нюансы, связанные с переодеванием, зарядкой костюмов, выходов на сцену, настройкой света звука и т.д.
Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.
Репетицию необходимо:
Начинать во время, с разминки;
Стараться не покидать репетиционный зал к телефону, директору и так далее;
Обязательно планировать репетицию, в противном случае появиться элемент стихийности, разбросанности, самотёка;
Чередовать номера (лёгкие с технически сложными, быстрые с медленными);
Задействовать в репетиции не одну группу артистов, а всех (если репетируешь с двумя, остальным тоже должно быть интересно);
Необходимый реквизит нужно заряжать заранее;
Не следует репетировать один и тот же номер более 2-3 раз, через 40-45 минут после начала работы необходимо сделать перерыв;
Речь руководителя должна быть грамотная, культурная, тон при замечаниях не должен быть грубым и оскорбительным;
Нужно отличать репетиции рабочие от генеральных прогонов, у них разные задачи.
Общие требования к составлению плана воспитательной работы
классного руководителя
В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие в ...
Технологии воспитания в современной школе: управленческий аспект
Проблема воспитания нового поколения, которому суждено построить новую Россию, стоит сегодня особенно остро. В результате фундаментальных преобразований изменились общественно-политический строй и экономический уклад. Однако эти перемены произошли «сверху» и провозглашены в основном пока на законод ...
Методика использования наглядности
Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. Преподавание технологии тесно связано с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу). Прямое из ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.