5. Ознакомление учащихся и их родителей с результатами исследования в ходе индивидуальных бесед, письменных сообщений и т.д.
6. Определение окончательного списка учащихся, рекомендованного для занятий в группах.
Реализацию данного алгоритма начали в четвертой четверти 7 класса, при активном содействии педагога-психолога, классного руководителя, членов творческой лаборатории. Организатором описанного выше процесса становился руководитель творческой лаборатории школы.
На этапе проектирования авторской модели создали и экспертно оценили учебно-методический комплекс по основам научно-исследовательской деятельности, который состоит из программы, учебного пособия, рабочей тетради, методического пособия и рабочей тетради для учителя.
Для учащихся 8 класса на протяжении первого полугодия организовали специальные занятия по основам научно-исследовательской деятельности в области филологии, естествознания, обществознания. Разработанный курс рассчитан на 34 часа (2 занятия в неделю), предполагал погружение учащихся в исследовательскую деятельность и создание конечного продукта исследования. Опыт показывает, что погрузившись в исследовательский процесс, ученик эффективнее идет к поставленной цели, актуализируя свой потенциал на данный вид деятельности.
Рассмотрим более подробно специфику организации процесса обучения учащихся с использованием учебно-методического комплекса по основам научно-исследовательской деятельности.
Авторская программа, служит основой для составления учителем собственной рабочей программы, которой он будет придерживаться в процессе преподавания элективного курса. Учитель вправе спланировать количество проводимых занятий по отдельно взятой теме, форму их организации не нарушая структуры программы.
Электронное учебное пособие, используется в процессе обучения учащихся 8 класса как источник новой информации на уроке и при закреплении или самостоятельном изучении темы за его пределами. Пользуясь учебником, школьник работает с текстовым, иллюстративным, звуковым материалом, выполняя рекомендации учителя и целый ряд заданий из рабочей тетради.
Рабочая тетрадь для учащихся, является одновременно источником новой информации, т.к. учебное пособие разработано в электронном виде и ученик не всегда имеет возможность воспользоваться им, а также средством систематизации, обобщения полученных знаний. Учитель, использует рабочую тетрадь ученика, как источник информации для определения уровня развития его исследовательских умений. Приведем пример: 1. Рабочая тетрадь – источник новой информации для ученика – при рассмотрении темы: «Методы и операции сбора данных, подлежащих количественному анализу», дается информация: «Анкетирование предусматривает сбор информации с помощью анкет. Анкета – опросный лист с заранее сформулированными вопросами. Вопросы могут быть открытыми, когда требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет нестандартность ответов затрудняет их обработку и т.д.».
Методические рекомендации для учителя, предназначены для организации учебных занятий и состоят из: авторской программы, тематического планирования, поурочных разработок, словаря терминов.
При организации обучения учитель создает образовательное пространство, способствующее применению исследовательского метода и метода проектов, наиболее оптимальной формой организации урока, в нашей модели, является урок – семинар.К семинару учащиеся самостоятельно изучают, например тему: «Организация исследовательской деятельности учащихся в дореволюционной России», по предложенному плану. В ходе семинарского занятия организовано обсуждение изученной проблемы. Отвечая на раскрытый вопрос, ученик обязательно должен обратить внимание группы на литературные источники, которые он использовал при его подготовке, в целом, демонстрируя умение логично излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою позицию, делать выводы и обобщения. Необходимым условием, урока – семинара, является активность всех учащихся группы, которому должно способствовать субъект-субъектное взаимодействие учителя и учеников. Подведения итоги урока учитель, делает акцент на исследовательские умения учащихся и уровень их развития.
В процессе преподавания основ научно-исследовательской деятельности, основными методами обучения являться исследовательский метод и метод проектов. Ярким примером применения исследовательского метода и метода проектов может стать проведение урока – коллоквиума. Цель занятия: развитие целого ряда исследовательских умений - умения формулировать проблему исследования, ставить цели и определять стратегию исследовательской деятельности, планировать исследовательскую деятельность, прогнозировать результаты исследовательской деятельности, оценивать результаты исследовательской деятельности, работать с информацией, письменно излагать материалы исследования, устно презентовать результаты исследования. Учащиеся самостоятельно изучают монографию по интересующей их теме, при этом используя алгоритм работы с монографической литературой, далее участвуют в собеседовании по содержанию изученной работы, организованном в группе. Опыт показывает, что список монографий необходимо предложить учителю (3-4 книги), в результате определится группа учащихся изучающих один и тот же источник. Конечным результатом работы группы может стать кратковременный проект «Интересные факты изученной монографии» и др.
Новые возможности в образовании
Распространение новых информационных технологий расширило площадь образовательной сферы. Также это породило использование новых возможностей для обучения групп граждан, ранее слабо задействованных в процессах образования. В целом использование интернет в образовании можно выразить через следующие в ...
Особенности модульной технологии обучения
Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении учеником модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, ...
Применение технологии сотрудничества в школе
Начать применять технологию сотрудничества в школе необходимо с планировки помещения. Необходимо это по следующей причине – традиционная трехрядная планировка парт в классах, когда дети целый день вынуждены видеть лишь затылки друг друга, но зато в течение всего урока лицезреть учителя, когда лучши ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.