Педагогика и образование » Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы

Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы

Страница 2

Одним из педагогических условий, способствующих развитию исследовательских умений учащихся, являлось комплектование ученических групп для занятий по основам научно-исследовательской деятельности в области филологии, естествознания, обществознания, которое проходило при учете структуры способностей учащихся, их познавательном интересе и мотивации.

Каждая предметная область образовательной деятельности требует соответствующих способностей, нельзя не учитывать данный аспект и при вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность, предполагающую выбор предметной области. Структура способностей учеников может быть определена при помощи тестов и различных психолого-педагогических методик. Наиболее оптимальным, на наш взгляд является адаптированная версия теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС). Применяемая методика определяет: вербальный интеллект (способность к филологии, общественным наукам и иностранным языкам); математические способности; технические способности, естественнонаучные способности. Методика включает 9 групп заданий, каждое из которых состоит из нескольких групп задач, разных по трудности. Перед каждой группой заданий дается описание представленных в ней задач и образцы их решения. Для решения каждой группы заданий отводиться определенное время. Среднее время проведения всего теста 80 – 90 минут. Для получения достоверных результатов при групповом тестировании необходимо выполнять ряд дополнительных условий. Во – первых, тестируемую группу ограничили до 10 – 15 испытуемых; во – вторых каждый испытуемый занимал отдельный стол; в - третьих все испытуемые начинали работу с очередным субтестом одновременно; в – четвертых, в ходе тестирования следили, чтобы испытуемые не листали тестовую тетрадь.

Результаты тестирования испытуемых занесли в подготовленный лист ответов в рабочей тетради, которые использовался педагогом для создания индивидуального профиля структуры интеллекта каждого ученика.

На основе полученных данных сформировали первоначальный состав групп для занятий по основам научно – исследовательской деятельности в области филологии, естествознания, обществознании.

Познавательный интерес, рассматривали как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств.

Итак, при помощи индивидуальной беседы, анкетирования определили познавательный интерес и мотивацию, каждого ученика, соотнесли полученные результаты с индивидуальным профилем структуры способностей и определи оптимальную предметную область, в которой ученик добьется значительных результатов, занимаясь исследовательской деятельностью. При сопоставлении полученных данных, учитывали следующие моменты: тесты на выявление особенностей интеллекта, не всегда могут дать объективные результаты, т.к. в момент его выполнения ученик может испытывать повышенную тревожность, эмоциональную возбудимость и др., следовательно, приоритетную позицию при комплектовании групп занимали результаты, полученные в ходе индивидуальной беседы и анкетирования, то есть информация об особенностях познавательного интереса и мотивации подростка, и только после рассматривали итоги тестирования структуры интеллекта, но следует отметить, что применение данного тестирования необходимо, т.к. кроме структуры интеллекта оно позволяет определить уровень сформированности у испытуемого системы научных понятий. Опыт показывает, что чаще всего познавательный интерес и мотивация совпадают с наиболее развитыми предметными способностями ученика, т.е. выбор и интерес совпадают с природными данными.

При формировании ученических групп для занятий по основам научно-исследовательской деятельности, следовали следующему алгоритму:

1. Организация собрания для родителей, на котором происходило ознакомление родителей с содержательной стороной модели развития исследовательских умений учащихся основной школы и особенностями диагностических операций.

2. Проведение классного часа для учащихся 7 класса по теме: «Модель развития исследовательских умений учащихся основной школы ».

3. Диагностирование учащихся 7 класса (структура способностей, особенности мотивации и познавательного интереса).

4. Проведение анализа результатов диагностики и определение предварительного состава групп для занятий по основам научно-исследовательской деятельности в области филологии, естествознания, обществознания.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Пример написания контрольного эксперимента
После реализации методики по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный эксперимент с целью выявления динамики формирования представлений детей. В нем приняли участие дети тех же групп, на базе которых происходил констатирующий и формирующий эксп ...

Понятие личности ребенка в аспектах отклонений от нормы
То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение». Понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются также для характеристики и социального поведения ребенка. «Отклонение» («аномалия») – в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей за ...

Особенности речи детей со стертой формой дизартрии
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо - глухих; свистящие и шипя ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0108