В рамках данного направления под коррекцией понимается исправление недостатков развития личности.
Д.И. Фельдштейн определяет коррекционно-воспитательную работу как систему педагогических мероприятий, по преодолению и ослаблению нарушений психического и физического развития с помощью системы педагогических мероприятий и приемов.
Коррекция, по мнению А.И. Кочетова, имеет следующие функции:
- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;
- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехов в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и.т.п.);
- стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно – полезной деятельности ученика: она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;
- исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрения, убеждение, пример и.т.д.).
Методы и приемы коррекции взрослыми агрессивного поведения у ребенка или подростка направлены на: демонстрацию гуманных чувств и способов поведения взрослыми и стимуляцию их у ребенка; ориентацию на эмоциональное состояние другого человека; переключение подростка с переживания чувства неуспеха и агрессивного поведения; переживания чувства успеха; предупреждение возникновения агрессивного поведения у подростка; обучение родителей приемам сохранения контроля над поведением ребенка.
Показатели эффективности коррекционной работы:
снижение психолого – педагогической помощи подростку в овладении агрессивным поведением;
снижение беспричинных, немотивированных проявлений агрессии;
снижение аффективной, эмоциональной окраски агрессивного поведения, снижение частоты проявления агрессивных реакции вне семьи, при посторонних, при неудачах и др.
Коррекция агрессивного поведения в подростковом возрасте имеет особое значение по следующим причинам:
1) если агрессивное поведение не подвергается коррекции, то оно закрепляется и развивается;
2) детская агрессивность тесно связана с серьезными проблемами во взрослой жизни;
3) агрессивность родителей ведет к агрессивному поведению детей и умножению его в последующем поколении;
4) за проявления агрессивности расплачиваются не только жертва и агрессор, но и общество (затраты, лечение, содержание, обучение).
Коррекционная работа начинается с тщательного изучения:
личности воспитанника и его ближайшего окружения (семьи, коллектива, круга друзей). Выявляются биологическая "почва" (наследственные болезни, состояние нервной системы, физические недостатки и.т.п.) положительные и отрицательные качества личности;
семьи школьника: материальное обеспечение, количественный состав, взаимоотношения родителей между собой и детьми, стиль и тон семейной жизни (характер взаимоотношений, причины семейных конфликтов, отрицательных переживаний, позиция ребенка в семье, его отношение с каждым членом семьи, виды деятельности ребенка в семье, свободное время ребенка);
позиции воспитанника в школе, взаимоотношения с одноклассниками, учителями, классным руководителем;
интересов подростка, отношение к различным видам деятельности;
вхождения подростка в другие коллективы (формальные и неформальные): кружки, секции, клубы, свободное неформальное общение; роль которую они играют в жизни подростка.
Выявляется отношение подростка к своим недостаткам, способность к саморегуляции, самовоспитанию.
Изучение осуществляется с применением ряда методов исследования, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. такими методами могут быть:
Наблюдение - это систематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому психологическое наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче будет ему типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы.
Эксперимент. Состоит в том, что ученый (экспериментатор) намеренно создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек (испытуемый), ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них. В психологии применяют два основных типа эксперимента: лабораторный и естественный.
Индивидуальная работа учителя
В диагностике Ю.З. Гильбуха (психолог) отмечается, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителями гораздо лучше, чем психологические. Именно поэтому в данной работе рассматриваются психологические причины трудностей как менее изученные в ...
Содержание учебно-воспитательной работы по развитию согласованных действий
у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию
Для выявления причин несформированности согласованных действий в процессе строительной деятельности у детей 6 года жизни мы исследовали педагогические условия организации этой деятельности в подготовительной группе. Для этого проанализировали работу воспитателей и предметной среды, созданной в данн ...
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех детей в активную учебную работу, т.к. только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.