Педагогика и образование » Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков » Основные направления социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков

Основные направления социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков

Страница 1

В рамках данного направления под коррекцией понимается исправление недостатков развития личности.

Д.И. Фельдштейн определяет коррекционно-воспитательную работу как систему педагогических мероприятий, по преодолению и ослаблению нарушений психического и физического развития с помощью системы педагогических мероприятий и приемов.

Коррекция, по мнению А.И. Кочетова, имеет следующие функции:

- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехов в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и.т.п.);

- стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно – полезной деятельности ученика: она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;

- исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрения, убеждение, пример и.т.д.).

Методы и приемы коррекции взрослыми агрессивного поведения у ребенка или подростка направлены на: демонстрацию гуманных чувств и способов поведения взрослыми и стимуляцию их у ребенка; ориентацию на эмоциональное состояние другого человека; переключение подростка с переживания чувства неуспеха и агрессивного поведения; переживания чувства успеха; предупреждение возникновения агрессивного поведения у подростка; обучение родителей приемам сохранения контроля над поведением ребенка.

Показатели эффективности коррекционной работы:

снижение психолого – педагогической помощи подростку в овладении агрессивным поведением;

снижение беспричинных, немотивированных проявлений агрессии;

снижение аффективной, эмоциональной окраски агрессивного поведения, снижение частоты проявления агрессивных реакции вне семьи, при посторонних, при неудачах и др.

Коррекция агрессивного поведения в подростковом возрасте имеет особое значение по следующим причинам:

1) если агрессивное поведение не подвергается коррекции, то оно закрепляется и развивается;

2) детская агрессивность тесно связана с серьезными проблемами во взрослой жизни;

3) агрессивность родителей ведет к агрессивному поведению детей и умножению его в последующем поколении;

4) за проявления агрессивности расплачиваются не только жертва и агрессор, но и общество (затраты, лечение, содержание, обучение).

Коррекционная работа начинается с тщательного изучения:

личности воспитанника и его ближайшего окружения (семьи, коллектива, круга друзей). Выявляются биологическая "почва" (наследственные болезни, состояние нервной системы, физические недостатки и.т.п.) положительные и отрицательные качества личности;

семьи школьника: материальное обеспечение, количественный состав, взаимоотношения родителей между собой и детьми, стиль и тон семейной жизни (характер взаимоотношений, причины семейных конфликтов, отрицательных переживаний, позиция ребенка в семье, его отношение с каждым членом семьи, виды деятельности ребенка в семье, свободное время ребенка);

позиции воспитанника в школе, взаимоотношения с одноклассниками, учителями, классным руководителем;

интересов подростка, отношение к различным видам деятельности;

вхождения подростка в другие коллективы (формальные и неформальные): кружки, секции, клубы, свободное неформальное общение; роль которую они играют в жизни подростка.

Выявляется отношение подростка к своим недостаткам, способность к саморегуляции, самовоспитанию.

Изучение осуществляется с применением ряда методов исследования, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. такими методами могут быть:

Наблюдение - это систематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому психологическое наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче будет ему типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы.

Эксперимент. Состоит в том, что ученый (экспериментатор) намеренно создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек (испытуемый), ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них. В психологии применяют два основных типа эксперимента: лабораторный и естественный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Идея общечеловеческого воспитания и проекта школьной реформы в Н.Н. Пирогова
Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета. Профессорствовал в Дерптском Университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов одновременно сделался крупным общественным педагогическим деятелем. В п ...

Изучение влияния использование приема «погружение» на развития математического мышления
В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам обучения младших школьников, большая роль отводится развитию их математического мышления. Как показали работы, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, мышление не развивается полноценно без целенаправленного обучения. ...

Значение театрализованных игр для всестороннего развития ребёнка
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в той или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0099