Целью формирующего эксперимента стало: формирование нравственных чувств детей старшей группы средствами художественной литературы.
В качестве основных педагогических задач, решаемых нами при достижении поставленной цели формирующего эксперимента, выступили:
1. Знакомство с общими правилами нравственного поведения детей, родителей и воспитателей.
2. Создание необходимых условий при организации детской деятельности средствами художественной литературы:
- систематическое приобщение каждого ребенка к художественной литературе, имеющей воспитательной значение;
- учет нагрузки на ребенка;
- деятельность детей, организуемая педагогом средствами художественной литературы, должна осознаваться ими как необходимая;
- эта деятельность должна быть интересной для детей, должна привлекать процессом и результатом;
- руководя этой деятельностью детей, педагог должен иметь в виду одновременное решение двух задач: обучение и воспитание.
3. Определение основного содержания методики формирования нравственных чувств средствами художественной литературы и ее апробация с детьми.
4. Дополнительное чтение специально-подобранных художественных произведений, развивающих нравственные представления и способствующих, таким образом, формированию нравственных чувств у детей 6-6,3 лет.
Для определения содержания организованной деятельности детей средствами художественной литературы, в которой будут решаться задачи формирующего эксперимента, нами был разработан перспективный план по формированию нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы. В перспективный план нами были включены: выставка книг по ознакомлению с творчеством писателя-сказочника, занятия с чтением сказок на нравственные темы, беседы по прочитанному, беседы по иллюстрациям, на занятиях использовались упражнения с применением пословиц, стихов, имеющих воспитательное значение; трудовые занятия (по выращиванию цветов ко дню рождения сказочника, занятия по уходу за эти цветами), занятия по изобразительной деятельности, на которых дети рисовали сказочные события, лепили героев сказок, создавали коллективную аппликацию по сказкам, проводилась литературная викторина, упражнения и игры; осуществлялись формы работы по приобщению детей к художественной литературе вне занятий и другая деятельность, имеющая воспитательное значение.
В план работы мы включили учебные и воспитательные задачи.
Учебные задачи включали:
во время занятий по приобщению детей к художественной литературе
- учить слушать сказки, рассказы и другие произведения,
- обогащать активный и пассивный словарь детей при чтении, рассказывании и беседах,
- учить подробно, близко к тексту передавать содержание сказки, рассказа,
- учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, запоминать слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, навыки пересказа,
- развивать связную речь построением пересказа с опорой на картинки, игрушки, план,
- учить давать характеристику герою и его отношениям с другими персонажами,
- совершенствовать навыки логичного рассказывания с учетом последовательности событий в произведении,
- учить осмысливать значение пословиц, поговорок и составлять по ним небольшие сказки, рассказы, отражающие это значение,
- формировать представления об основных произведениях выбранного писателя, формировать уважение к писателю,
- вызывать интерес к красочным книгам, иллюстрациям и их содержанию, желание познакомиться с художественными произведениями на занятиях и самостоятельно;
- расширять представления детей о нравственных чувствах средствами художественной литературы,
- обогащать представления детей о праздниках и событиях родной страны.
Воспитательные задачи включали:
- воспитание нравственных чувств: доброты, отзывчивости, чуткости к близким, сверстникам, младшим детям и взрослым;
- воспитание дружбы, товарищества, умения помогать детям и взрослым;
Характеристика подросткового класса
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения педагогики и психологии) для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрас ...
Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко
А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Теория А. С. Макаренко непосредственно вырастала из практики: на протяжении 16 лет он талантливо и п ...
Педагогика нового времени и вклад Я.А. Коменского в развитие
педагогической науки
Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории. Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал чешский педагог и философ, разрабатывавший многие ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.