Вывод третий: многоликость ответственной роли учителя. Преподаватель должен серьёзно подготовиться к дискуссии. Он в ходе проведения дискуссии – не сторонний слушатель, он - председатель заседания, ведущий, он – тактичный арбитр, он – помощник, а иногда и талантливый «провокатор», готовый помочь тем, кто теряется, кто «не вошёл в роль». Именно от учителя зависит, как «разговорятся ребята». Учитель даёт импульс к игре. Эмоциональное состояние участников напрямую связано с поведением учителя. Не должно быть места на этом мероприятии монотонности, невнимательности к выступлению учащихся. Учитель должен всё видеть, всё слышать, и больше всех сопереживать, чтобы эти чувства увлечённости в споре поиском истины передавались ребятам. Если учитель самоустраняется, то дискуссия проваливается, ни одна из учебных задач выполнены не будут. Учитель регулирует весь ход игры, держит в своих руках все игровые действия участников. По ходу обсуждения он задаёт стимулирующие вопросы, суммирует высказывания, выявляет разногласия в оценках групп (если применяется вариант групповой работы), пытается найти вместе с ними компромисс, включает в действие пассивных школьников, тем самым добиваясь всесторонности и глубины обсуждения проблемы в целом. Эта очень трудная роль.
Иногда думаешь, легче провести несколько уроков, нежели двухчасовую дискуссию. Многоликость роли учителя на дискуссии не приходит сразу, этому искусству необходимо научиться. Требуется постоянно отшлифовывать методику проведения «малых» дискуссий на традиционных уроках. В этом отношении проблемное обучение, дифференцированный подход к развитию школьников, учёт индивидуальных особенностей их мышления, нацеленные на развитие интеллекта учащихся, должны стать важнейшей составляющей в учебном процессе. Вывод четвёртый: чёткая организация самой дискуссии, в какой бы учебной форме она не проводилась. Подготовительный этап. Он проходит до проведения дискуссии. В этот период обсуждаются основные вопросы, составляется стратегия игры, проводится инструктаж участников, готовятся необходимые материалы, учитель составляет сценарий, проводит консультации. Первый этап. Начало дискуссии: постановка учителем проблемы. Представление участников. Постановка учебной задачи для всех участников. Второй этап. Проведение самой дискуссии – диалог учащихся. Учитывая возрастные особенности учащихся, дискуссия плодотворно проходит в 9-х классах в течение 40 минут, в 10-11-х классах - 60 минут учебного времени. На этом этапе учитель координирует действия всех участников, регулирует ход дискуссии. При необходимости корректирует выступления актёров, поощряет словом активных, не забывает и зрителей, которые своими эмоциями (разрешается похлопать, если выступление понравилось, задать вопрос) поддерживают атмосферу состязательности в аудитории. Иногда при проведении дебатов всем пассивным участникам 11 класса предлагается составить письменно тезисы выступлений учащихся. Это способствует концентрации внимания на уроке и учит выделению главного в выступлении. Третий этап. Подведение итогов. Повторное голосование.
Если были проведены дебаты, то жюри выходит из аудитории для подведения итогов работы команд, подсчитывая баллы по своим протоколам. В это время осуществляется голосование в аудитории. Пока отсутствует жюри, всегда проводится так называемый «свободный микрофон», где участники дискуссии и зрители высказываются о своих впечатлениях, выявляя сильные и слабые стороны проведённой работы. Всегда испытываешь особое удовлетворение, когда результаты жюри и открытого голосования совпадают. Эксперты или жюри в своём анализе обращают внимание на содержание выступлений, на поведение участников. В ходе дискуссии они заполняли протоколы, которые являются основой для подведения итогов.
Оценочный этап, где проводится анализ занятия, выслушиваются оценки и самооценки участников, обсуждается результативность занятия, очень важен в плане накопления опыта и передачи его зрителям. Здесь же вносятся коррективы в сценарий проведения мероприятия. В этот момент участники дискуссии вместе с учителем становятся творцами будущих деловых игр.
Размышления о целостности гуманного педагогического процесса
Если ребенок в школе находится под сильным давлением авторитаризма, если там заставляют его учиться, то в семье у родителей, тем более не посвященных в психологические и педагогические тонкости, другого выхода не будет. Но вместе с тем у ребенка искажается мотив учения: он учится не ради самих знан ...
Методика изучения площади геометрической фигуры
В методике работы над площадью фигуры имеется много общего с работой над длиной отрезка. Прежде всего, площадь выделяется как свойство плоских предметов среди других их свойств. Уже дошкольники сравнивают предметы по площади и правильно устанавливают отношения "больше", "меньше" ...
Роль семьи в развитии ребенка
Тесная взаимосвязь между эмоциональным статусом индивида, его социальными взаимоотношениями, с одной стороны, и особенностями его взаимодействия с матерью в детском возрасте – с другой, глубоко прослежена в концепции классического психоанализа З. Фрейда. Последователи бихевиористического подхода ус ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.