Ценностное отношение как часть ценностного представления может выступать в виде комплекса взаимосвязанных элементов:
Ценностная предметность как объективная основа и предпосылка ценности.
Актуальная потребность деятельного субъекта, переживаемая как состояние неудовлетворенности, нужды.
3. Ценность как элемент человеческой деятельности, как момент противопоставления действительности и идеала (должного).
4. Оценка как завершение ценностного отношения.
Формирование ценностных ориентации более сложный процесс. Он протекает посредством интериоризации, идентификации, интернализации.
В трактовке понятия «интериоризация» мы будем исходить из теории деятельности А.Н. Леонтьева. Согласно А.Н. Леонтьеву, все психическое развитие человека социально детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, накопленного человечеством, знаний и способов деятельности. Таким образом, интериоризация есть преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания.
Как считает Б.С. Круглов, интериоризация ценностей есть осознанный процесс. Он предполагает наличие у человека способности выделять из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превращать их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т.п. Такую способность можно осуществить лишь при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально-психологической зрелости.
В формировании ценностных ориентации важную роль играют эмоции. Как отмечает П. Хайду, « .в отсутствии эмоциональной оценки и переживания знания, индивиды будут принимать позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне». Таким образом, только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида создают условия для интериоризации ценностей.
В процессе интериоризации ценностей наряду с умственными и эмоциональными факторами задействуются и волевые компоненты (Р.С. Немов).
Усвоение социальных ценностей происходит так же в процессе идентификации. Как отмечают американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган и А. Хьюстон, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого субъект принимает, ставя себя на его место.
По мнению А.В. Петровского, идентификация образует одну из форм отраженной субъектности, « . когда в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека, а не свои побуждения; его, а не свои цели и т.п.»
Как считает В.В. Абраменкова, при вхождении личности в группу на фазе адаптации благодаря идентификации происходит принятие "вкладов" от значимых других в группе и отождествление себя с ними, а через это -усвоение принятых в группе норм и ценностей .
Исходя из этого идентификация определяется как процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а так же как включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм и ценностей окружающих.
Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является интернализация. Интернализация - процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в деятельности. Кроме того, интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности.
По мнению В. Грулиха интернализация ценностей образует определенную структуру. Отдельные этапы интернализации ценностей реализуются следующим образом:
Понятие “коллектив”
Латинское слово «коллективу-с» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «кол ...
Особенности речи детей со стертой формой дизартрии
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо - глухих; свистящие и шипя ...
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного
экспериментов
Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность проделанной работы. Для этого нами было проведено повторное анкетирование, но прежде учителем была проведена беседа на тему: «Традиции чаепития». В анкете также было 8 вопросов. Ученики на вопросы анкеты отвечали намного лучше, ответы более р ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.