Педагогика и образование » Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений » Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Страница 9

информация (о существовании ценностей и условиях их реализации);

трансформация ("перевод" информации на собственный, индивидуальный язык);

активная деятельность (познанная ценность принимается или отвергается);

4) инклюзия (инициирование, включение в лично признанную систему ценностей);

5) динамизм - изменения личности, вытекающие из принятия или отрицания ценностей.

По мнению Я. Гудачека пропуск некоторых этапов приводит к редуцированию интернализации и, как следствие, к механическому принятию чужих образцов и стереотипов поведения. Это может породить обратную интернализацию, т.е. замену ценностей предметами потребностей, деградацию ценностей до внешнего импульса к действию.

Следовательно, по Ж. Годфруа, процесс формирования ценностных ориентации неразрывно связан с общими закономерностями социального развития и идет по двум детерминирующим друг друга направлениям. Интериоризация, идентификация и интернализация являются, в свою очередь, условиями социализации личности. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.

Формирование ценностных ориентации на разных этапах социализации неоднозначно, их характер и содержание меняются под воздействием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.

По мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст (3-7 лет) является периодом, в котором происходит усвоение первых этических норм. На данном этапе в ходе игры посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и через соучастника (ровесника). Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения. Усвоение моральных ориентации протекает в процессе общения в группе, где ребенок применяет усвоенные ранее эталоны. В процессе игры происходит усвоение отдельных качеств личности, служащих критерием размежевания ребенком социально полезных и отрицательных черт. Дети дошкольного возраста начинают применять нравственные оценки и, в конечном счете, определяют включение личностных свойств в качестве важных компонентов в структуру своих первоначальных ценностных ориентаций.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Новая форма деятельности и общения (выполнение одних и тех же заданий) невольно объединяет детей и способствует формированию коллективистских черт характера. Наряду с коллективизмом интенсивно развиваются и другие особенности личности: происходит дальнейшее усвоение моральных норм, и на этой основе закладывается фундамент нравственного поведения. Дальнейшее развитие получают высшие чувства - интеллектуальные, эстетические, нравственные, что способствует формированию ценностных ориентации.

Подростковый возраст (10-11 и 13-14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Общение подростков становится избирательным. Это сказывается на выборе социально значимых образцов для подражания, что во многом определяет содержание формирующихся ценностных ориентации.

Изменение социальной позиции, начало полового созревания и резкие сдвиги физического развития обусловливают возникновение чувства взрослости. Это новообразование вызывает переориентацию детских норм ценностей на взрослые, что усложняет комплекс личностных свойств подростка.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с эт ...

Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Овладение связной диалогической речью, считают В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавате ...

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного среза
В конце обучения был проведен контрольный срез, выявляющий уровень художественного восприятия литературных произведений разных жанров и особенности словесного творчества (самостоятельное сочинение сказки), а также возможность составления сценария по своей сказке, придуманной на основе контаминации ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0229