Педагогика и образование » Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений » Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

Страница 9

информация (о существовании ценностей и условиях их реализации);

трансформация ("перевод" информации на собственный, индивидуальный язык);

активная деятельность (познанная ценность принимается или отвергается);

4) инклюзия (инициирование, включение в лично признанную систему ценностей);

5) динамизм - изменения личности, вытекающие из принятия или отрицания ценностей.

По мнению Я. Гудачека пропуск некоторых этапов приводит к редуцированию интернализации и, как следствие, к механическому принятию чужих образцов и стереотипов поведения. Это может породить обратную интернализацию, т.е. замену ценностей предметами потребностей, деградацию ценностей до внешнего импульса к действию.

Следовательно, по Ж. Годфруа, процесс формирования ценностных ориентации неразрывно связан с общими закономерностями социального развития и идет по двум детерминирующим друг друга направлениям. Интериоризация, идентификация и интернализация являются, в свою очередь, условиями социализации личности. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.

Формирование ценностных ориентации на разных этапах социализации неоднозначно, их характер и содержание меняются под воздействием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.

По мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст (3-7 лет) является периодом, в котором происходит усвоение первых этических норм. На данном этапе в ходе игры посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и через соучастника (ровесника). Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения. Усвоение моральных ориентации протекает в процессе общения в группе, где ребенок применяет усвоенные ранее эталоны. В процессе игры происходит усвоение отдельных качеств личности, служащих критерием размежевания ребенком социально полезных и отрицательных черт. Дети дошкольного возраста начинают применять нравственные оценки и, в конечном счете, определяют включение личностных свойств в качестве важных компонентов в структуру своих первоначальных ценностных ориентаций.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Новая форма деятельности и общения (выполнение одних и тех же заданий) невольно объединяет детей и способствует формированию коллективистских черт характера. Наряду с коллективизмом интенсивно развиваются и другие особенности личности: происходит дальнейшее усвоение моральных норм, и на этой основе закладывается фундамент нравственного поведения. Дальнейшее развитие получают высшие чувства - интеллектуальные, эстетические, нравственные, что способствует формированию ценностных ориентации.

Подростковый возраст (10-11 и 13-14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Общение подростков становится избирательным. Это сказывается на выборе социально значимых образцов для подражания, что во многом определяет содержание формирующихся ценностных ориентации.

Изменение социальной позиции, начало полового созревания и резкие сдвиги физического развития обусловливают возникновение чувства взрослости. Это новообразование вызывает переориентацию детских норм ценностей на взрослые, что усложняет комплекс личностных свойств подростка.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Зона ближайшего развития
Выготский определяет ЗБР так: “Дистанция между настоящим уровнем развития, обусловленным способностью самостоятельно решать задачи, и уровнем потенциального развития, определяемым способностью выполнять задания под руководством взрослых либо более опытных ровесников”. Говоря упрощенно, ЗБР — это ра ...

Организация детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка»
12 января 2012 г., в Молодечно открылся новый детский сад №7 «Сказка». Подобного события в городе не случалось более 20 лет. Всего в Минской области насчитывается 690 детских дошкольных учреждений. Целью работы ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» является разностороннее развитие и социализация ...

Обучение математике в старшей группе детского сада
«Программой воспитания в детском саду» в старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, пр ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0238