В учебниках хрестоматиях для 5-7 классов включены небольшие произведения, помогающие разобраться в нравственных проблемах взаимоотношений людей. Это ораторское искусство: Жиренше: "Д¿ниеде не ´лмейдi?" (Что вечное в мире?), Толе би “Суд на вором”, “Что сладко”, Суюнбай Аронов “Жа¢сы мен жаман адамны ¢асиеттері” (“Качество плохих и хороших людей”), С. Торайгыров “Шыºамын тірі болсам адам болып” (“Стану настоящим человеком”), М.Ауэзов “К´ксерек” (“Серый лютый”), М. Магауин “Бір атаны баласы” (“Дети одного отца”) и других.
Каждое из этих произведений раскрывает духовно-нравственное значение общечеловеческих законов. В результате изучения этих материалов учащиеся приходят к пониманию, что из всего сущего на земле только человек обладает даром слова, отсюда возникает особая моральная ответственность за произнесенные или написанные слова.
Читая и сравнивая различные произведения, учащиеся приходят к выводу, что устное творчество народа, открыло человеку правила его поведения и внутренней жизни, дала моральные и нравственные критерии оценки мысли и поступков, показало в своих героях идеал человека в его внешних проявлениях, а художественная литература заглянула в таинственный закрытый для других внутренний мир чувств и переживаний личности дало им авторскую оценку.
Поэтому перед учащимися стоит задача: увидеть, какие художественные способы и средства находит автор, чтобы высветить разнообразие душевных состояний героя, вызвать к ним личностное отношение читателя, раскрыть и свое авторское видение сложной нравственной проблемы и характера персонажей.
С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирался на фундаментальный материал средних классов, но в отличии от них строился строго по хронологическому принципу: древнетюркская литература, литература XV-XVIII веков, литература XIX-XX веков.
Для 8-9 классов отобраны произведения "Большая надпись в честь Кюльтегина", "Книга отца нашего Коркута", "Огуз-наме", "Об искусстве поэзии" Абу Насыр аль-Фараби, Юсуф Баласагуни "Благодатное знание", Ахмед Югинеки "Подарок истин", Ахмад Яссави "Книга изречений", Асан Кайгы, Казтуган-жырау, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау, Тлеуке Кулеке¾лы (Шал акын), Махамбет Утемисов, Дулат Бабатайлы и другие.
Очень важно усвоить учащимся: казахская литература началась с великого стремления предков постичь тайное тайных мироздания – "смысл человеческой жизни". Об этом свидетельствует и нравственно-философская основа тюркской литературы, лежащей у истоков казахской литературы. Как стать человеком, каким быть человеку? – вот чем озабочены авторы многих произведений. Идеал древнетюркской литературы – человек духовно-нравственный, в мыслях и поступках единый.
Древнетюркская литература объединяет в себе религиозное фольклорное начало, поэтому изучение ее в предполагаемой системе является, с одной стороны, серьезным завершением и обобщением изученного в средних классах и, с другой стороны, подготавливая учащихся к более глубокому восприятию литературы Нового времени.
Использование материала уроков литературы в духовно-нравственном воспитании старшеклассников возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по казахской литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач.
Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и казахской литературы в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям.
Целенаправленная работа на уроках литературы и внеурочной деятельности по изучению традиций как социально значимого, ценностного ориентира для школьников является основной предпосылкой оптимального использования воспитательного духовно-нравственного потенциала литературы как школьного предмета.
Педагогическими условиями, способствующими активизации процесса духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов на уроках и во внеурочной деятельности, являются: опора на ценностный потенциал содержания образования, сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование преподавания литературы как предмета, формирующего духовную сферу человека.
Онтогенез речевого развития
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...
Размещение объектов в уголке природы
В детских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так; чтобы, они были хорошо освещены, но не загораживали свет из окна. Окно для уголка живой природы должно быть обращено на, юго-запад, юг или юго ...
Принципы гностической деятельности
Гностическая деятельность учителя физического воспитания – это, прежде всего, анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.