"Жаяу ¢ыл нпсiндi ат¢а мiгiзбей ба¢,
Мiне ¢алса жорт¢ызып желгiзбей ба¢.
¥зiн ´зi баºуºа к´п, ³л керек,
К´з соынан конiлдi жiргiзбей ба¢."
Мораль такова: не иди на поводу у своих желаний, уж если что – знай меру. Найди в себе силы, что бы побороть тягу к тленному (чужому, запрещенному и прочее) и ограничиться его созерцанием . Тут предостережение от алчности – не красть, не брать взятки, не гоняться за выгодой, не покушаться на чужое, а сохранять достоинство, честь.
Вообще Машхур Жусуп был прекрасным знатоком фольклора, он перевел и сохранил для нас много образцов казахской устной литературы. Весьма интересны его астрономические наблюдения, суждения по медицине. Сегодня творчество поэта активно исследуется филологами лингвистами, философами и историками. Произведения, созданные литератором, имеют огромную духовную ценность.
В заключении хочется сказать, что в основе духовно-нравственного воспитания школьников на уроках казахской литературы лежит единая образовательная система, строящаяся на широкой культурологической базе, предусматривающая отбор материала, доступного детям, имеющая четкую структуру, отвечающая современным дидактическим требованиям. Уроки литературы, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствуют их духовному и нравственному становлению, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру.
Формирование представлений о величине
Обучение сравнению размера предметов. Трехлетние дети самостоятельно не выделяют в предметах свойства. Все различия вещей по размерам они характеризуют словами большой или маленький, т. е. словами, которые используют для обозначения соотношений вещей по объему в целом, не пользуются словами, позвол ...
Описание профессионального поля сферы услуг
До сих пор слово «профессия» употребляется так, будто все одинаково понимают этот термин. На самом деле этого нет. Во–первых, для обозначения предмета, который нас интересует, существует много разных слов. Во–вторых, даже если мы остановимся на слове «профессия», то оно в речевой русскоязычной прак ...
Методика "Несуществующее животное"
Цель исследования: выявить скрытые, завуалированные стороны личности учащихся, степень агрессивности, уровень развития творческих способностей Материал и оборудование: чистый лист бумаги, карандаши (краски). Инструкция испытуемому: "Нарисуйте на листке бумаги животное, которое не существует в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.