"Жаяу ¢ыл нпсiндi ат¢а мiгiзбей ба¢,
Мiне ¢алса жорт¢ызып желгiзбей ба¢.
¥зiн ´зi баºуºа к´п, ³л керек,
К´з соынан конiлдi жiргiзбей ба¢."
Мораль такова: не иди на поводу у своих желаний, уж если что – знай меру. Найди в себе силы, что бы побороть тягу к тленному (чужому, запрещенному и прочее) и ограничиться его созерцанием . Тут предостережение от алчности – не красть, не брать взятки, не гоняться за выгодой, не покушаться на чужое, а сохранять достоинство, честь.
Вообще Машхур Жусуп был прекрасным знатоком фольклора, он перевел и сохранил для нас много образцов казахской устной литературы. Весьма интересны его астрономические наблюдения, суждения по медицине. Сегодня творчество поэта активно исследуется филологами лингвистами, философами и историками. Произведения, созданные литератором, имеют огромную духовную ценность.
В заключении хочется сказать, что в основе духовно-нравственного воспитания школьников на уроках казахской литературы лежит единая образовательная система, строящаяся на широкой культурологической базе, предусматривающая отбор материала, доступного детям, имеющая четкую структуру, отвечающая современным дидактическим требованиям. Уроки литературы, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствуют их духовному и нравственному становлению, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру.
Овладение формулами речевого этикета как необходимая предпосылка развития
культуры общения
Речевой этикет, как известно, предписывает говорящим использование определенных формул в зависимости от ситуации общения. Носители языка, овладевшие правилами речевого узуса в процессе социализации, интуитивно осуществляют выбор требуемых единиц, ориентируясь на экстралингвистические условия, среди ...
Дидактические принципы лекционного занятия. Методы изложения лекционного
материала
Дидактический принцип в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Исследования показывают, что человек за счет зрения получает 70-80% всей информации, а лишь 20-30% за счет остальных органов чувств. ...
Принцип доступности и
индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же— необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенност ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.