Современный школьник сейчас находится в таких жизненных условиях, стремительный динамизм и вопиющие противоречия окружающей действительности, какофония голосов различных религиозных учений и сект, агрессивный напор потока информации, компьютеризация, меняющая и расширяющая взгляд человека на мир, деятельность людей и нравственные ценности, которые, заставляя его бороться с деконструктивизмом собственных взглядов и мышления, интуитивно приводят к стремлению дойти до сути того или иного явления и в то же время охватить его в целостности.
Вместе с этим формируется мотивация к преодолению деперсонализации собственной личности. Все это вместе взятое создает предпосылки для формирования философского склада мышления. Поэтому стоит вопрос о диалектическом подходе и к школьному преподаванию литературы, приобщающего школьников к процессу развития художественной мысли родного народа.
В школьных учебниках, утвержденных министерством образования и науки Республики Казахстан, разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы.
Известный современный философ Е. Яковлев в своем выступлении "Искусство и религия" специально отмечает: как заметил известный английский философ, эстетик и искусствовед Герберт Рид, искусство и религия рука об руку выходят из темных времен предыстории и идут вместе на протяжении всей истории человеческой культуры. И мы видим, как в процессе функционирования человеческой культуры органически взаимодействуют художественное и религиозное сознание. Здесь существует художественно-религиозная целостность, причем в каждой культуре она приобретает своеобразные национальные, этические черты. Возникает система, художественно-религиозная система искусства создают неповторимую атмосферу бытия художественно-религиозной целостности данной культуры.
Исходя из этих взглядов, приходишь к выводу, что необходимо расширить представление учащихся об истоках литературы, как вида искусства.
Факт зарождения и развития казахской литературы с незапамятных времен несомненен, хотя известно, что казахи как этнос сложились в XIV-XV веках, материальное и духовное наследие, складывавшиеся в течение предшествовавших пятнадцати и более веков, не чуждо казахскому народу и имеет отношение к нему.
Известный казахский ученый Б. Кенжебаев, рассматривая историю казахской литературы, делит ее на этапы в следующей последовательности:
1. Древняя литература (VI-XV века). Это литература древних исторических родоплеменных союзов и сообществ, частично вошедших в состав казахского этноса, общая и единая в своей основе для всех тюрков.
2. Литература эпохи Казахского ханства (XV-XIX века). Собственно-казахская литература.
3. Новая критическая, реалистическая казахская литература XIX века.
4. Казахская литература начала XX века (1900 – 1920 г.г.).
5. Литература казахского народа после 1917 года.
Именно эта периодизация легла в основу современных учебников по казахской литературе для школ с русским языком обучения.
Содержанием учебника 5-6 классов являются произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, сказки, обрядовую поэзию, эпос, легенды), поэтов, писателей XIX-XX веков, которые раскрывают перед учащимися в общем плане мысль о творческом, созидающем начале народа и отдельно человеческой личности.
Работая в такой системе, учащиеся разного звена привыкают к мысли, что истинно прекрасное не может кануть в Лету, оно вечно и живет с нами сегодня. Начиная с пословиц о труде, о Родине, о добре и зле, продолжая сказками о животных, волшебными и бытовыми, заканчивая легендами о Кожанасыре, стыдящим хозяина за его гостеприимство только по внешнему виду, или об Алдаре-Косе, проучившему баев за жадность и глупость и Жиренше, заставившего смутиться даже хана за свою глупость, учащиеся убеждаются, что добро побеждает зло, богатство человека создается его трудом, сохраняется благодаря уму, милосердие и человеколюбие украшает человека.
Произведения Абая, М. Дулатова, А. Байтурсынова, Б. Момыш-улы и других убеждает учащихся в том, что древность не дряхлеет, а дает новые импульсы для художественного творчества, есть "вечные" сюжеты и "вечные" образы.
Программа 6-7 классов построена по проблемно-тематическому принципу соблюдения хронологии. Скрытой "пружиной" шестого и седьмого классов является идея "изображение в литературе взаимоотношений человека с окружающим миром". Здесь важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром; как писатель в силу своего художественного таланта умеет передать неотвратимость действий этих законов, необходимость следования им, если человек хочет быть человеком, с осознанием своей самоценности как личности и с чувством самоуважения.
Примеры создания учебных элементов
Учебный элемент "Возможности копирования различных элементов в приложениях: Word, Excel, Paint Brush, Windows Movie Maker" Цели: Изучив данный учебный элемент вы сможете: выделять различные объекты, такие как, текст и его фрагменты, графические элементы, звуковые файлы; перемещать и копир ...
Педагогические условия, способствующие воспитанию согласованных действий в
строительной игре и на занятиях по конструированию у детей шестого года жизни
Для развития согласованных действий в строительной игре и на занятиях по конструированию у детей шестого года жизни необходимо создать следующие условия: · организовать игровую среду: подобрать необходимый строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей дан ...
Особенности воспитательной работы в советской школе
Образование играло ключевую роль в решении проблем идейно-политического воспитания в государстве. Воспитательные возможности социальных наук осознавались и использовались властью в формировании нового типа личности. Директивы, исходившие «сверху», содержали в себе строгие ориентиры и систему требов ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.