Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие учащиеся находятся на недостаточно высоком уровне развития интеллектуальной одаренности. В связи с этим возникла необходимость развития одаренности у младших школьников в обучении. С этой целью нами была проведена опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальной базой исследования стала МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г.о. Саранск. Эксперимент проводился в III четверти 2012/2013 учебного года. В исследовании приняли участие 24 учащихся 2 «А» класса, раннее обследованных нами в констатирующем эксперименте, которые составили экспериментальную группу.
Для интеллектуального развития младших школьников нами был организованы и проведены занятия.
В качестве примера приведем конспект одного занятия.
Занятие 3
Тема: Развитие памяти на последовательность действий.
Цель: Развитие памяти.
Задачи:
Развитие памяти на последовательность действий.
Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»).
Развитие мыслительных процессов классификации и обобщения.
Воспитание интереса к занятиям.
Материал: предметные картинки (20 шт), индивидуальные бланки, цветные карандаши.
Ход занятия
Вводная часть
1. Ритуал приветствия
- Добрый день, ребята, начнем наше занятие с ритуала приветствия.
- Для этого скажем добрые слова друг другу по кругу. Начнем с меня.
- Хорошо!
2. Рефлексия прошлого занятия.
- Ребята, чем мы занимались на прошлом занятии? Что вам понравилось? Почему?
- А что не понравилось? Почему?
3. Разминка «Ловишки»
Цель: эмоциональная и мышечная разрядка.
Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены.
Дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят:
Раз-два-три,
Раз-два-три.
Скорее нас лови!
Затем — бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.
Основная часть
4. Упражнение «Телеграфист»
Цель: развитие памяти на последовательность действий.
Инструкция: «Повторите за мной действия».
Ученики по очереди воспроизводят серии ударов по столу, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по структуре. Образцы ритмов:
№ 1 - III, III
№ 2 - III I, I III, II II
№ 3- II III, III, II
№ 4 - III III, II IIl, III, II
5. Упражнение «Подбери картинки»
Цель: развитие мыслительных процессов классификации и обобщения.
Материал: предметные картинки (20 шт).
Ведущий прикрепляет на доску картинки в случайном порядке и просит детей хорошо их рассмотреть и сказать, на какие группы их можно разделить.
Примерный набор картинок: заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец, корова, шкаф, стул, коза, диван, овца, стол, апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, такси.
6. Разминка «Белые медведи»
Цель: эмоциональная и мышечная разрядка.
Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей, берутся за руки - это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» — они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда поймают всех играющих, игра кончается.
7. Упражнение «Выполни правильно».
Цель: развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»).
Инструкция: «Нарисовать синий кружок внутри каждой фигуры 1 и 2 на бланке, а красный кружок - вне их. Отметить зеленую точку на границе каждой фигуры. Продолжить линию так, чтобы закрашенный треугольник оказался внутри фигуры 3, закрашенный квадрат - вне фигуры 4, закрашенный кружок - на линии фигуры
Материал к заданию: индивидуальные бланки, цветные карандаши.
Дети выполняют задание.
Заключительная часть
8. Рефлексия прошедшего занятия
- Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? Почему
- А что не понравилось? Почему?
9. Ритуал прощания.
Дети встают в круг, держаться ладошками друг за друга и хором говорят:
- Всем всего хорошего!
Таким образом, нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя занятия по развитию интеллектуальной одаренности. Занятия были направлены на развитие таких психических процессов, как память, мышление, речь, внимание, восприятие, ощущения.
С целью выявления эффективности опытно-экспериментальной работы, нами было проведено контрольное исследование.
Понятие «координационных способностей»
Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека. Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век научно-технической революции «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, к ...
Гуманистическая парадигма диагностики интеллектуальных способностей младших
школьников
Гуманистическая парадигма образования ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п. Поэтому ее методи ...
Федеральный интернет-экзамен как инструмент мониторинга
высшего образования
Мониторинг качества образования – непрерывное мероприятие, позволяющее на местном уровне, с необходимой степенью глубины и полноты, оперативно прогнозировать и корректировать развитие системы образования. Одним из важных элементов подготовки вуза к комплексной оценке является процедура самообследов ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.