Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие учащиеся находятся на недостаточно высоком уровне развития интеллектуальной одаренности. В связи с этим возникла необходимость развития одаренности у младших школьников в обучении. С этой целью нами была проведена опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальной базой исследования стала МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г.о. Саранск. Эксперимент проводился в III четверти 2012/2013 учебного года. В исследовании приняли участие 24 учащихся 2 «А» класса, раннее обследованных нами в констатирующем эксперименте, которые составили экспериментальную группу.
Для интеллектуального развития младших школьников нами был организованы и проведены занятия.
В качестве примера приведем конспект одного занятия.
Занятие 3
Тема: Развитие памяти на последовательность действий.
Цель: Развитие памяти.
Задачи:
Развитие памяти на последовательность действий.
Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»).
Развитие мыслительных процессов классификации и обобщения.
Воспитание интереса к занятиям.
Материал: предметные картинки (20 шт), индивидуальные бланки, цветные карандаши.
Ход занятия
Вводная часть
1. Ритуал приветствия
- Добрый день, ребята, начнем наше занятие с ритуала приветствия.
- Для этого скажем добрые слова друг другу по кругу. Начнем с меня.
- Хорошо!
2. Рефлексия прошлого занятия.
- Ребята, чем мы занимались на прошлом занятии? Что вам понравилось? Почему?
- А что не понравилось? Почему?
3. Разминка «Ловишки»
Цель: эмоциональная и мышечная разрядка.
Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены.
Дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят:
Раз-два-три,
Раз-два-три.
Скорее нас лови!
Затем — бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.
Основная часть
4. Упражнение «Телеграфист»
Цель: развитие памяти на последовательность действий.
Инструкция: «Повторите за мной действия».
Ученики по очереди воспроизводят серии ударов по столу, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по структуре. Образцы ритмов:
№ 1 - III, III
№ 2 - III I, I III, II II
№ 3- II III, III, II
№ 4 - III III, II IIl, III, II
5. Упражнение «Подбери картинки»
Цель: развитие мыслительных процессов классификации и обобщения.
Материал: предметные картинки (20 шт).
Ведущий прикрепляет на доску картинки в случайном порядке и просит детей хорошо их рассмотреть и сказать, на какие группы их можно разделить.
Примерный набор картинок: заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец, корова, шкаф, стул, коза, диван, овца, стол, апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, такси.
6. Разминка «Белые медведи»
Цель: эмоциональная и мышечная разрядка.
Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей, берутся за руки - это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» — они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда поймают всех играющих, игра кончается.
7. Упражнение «Выполни правильно».
Цель: развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»).
Инструкция: «Нарисовать синий кружок внутри каждой фигуры 1 и 2 на бланке, а красный кружок - вне их. Отметить зеленую точку на границе каждой фигуры. Продолжить линию так, чтобы закрашенный треугольник оказался внутри фигуры 3, закрашенный квадрат - вне фигуры 4, закрашенный кружок - на линии фигуры
Материал к заданию: индивидуальные бланки, цветные карандаши.
Дети выполняют задание.
Заключительная часть
8. Рефлексия прошедшего занятия
- Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? Почему
- А что не понравилось? Почему?
9. Ритуал прощания.
Дети встают в круг, держаться ладошками друг за друга и хором говорят:
- Всем всего хорошего!
Таким образом, нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя занятия по развитию интеллектуальной одаренности. Занятия были направлены на развитие таких психических процессов, как память, мышление, речь, внимание, восприятие, ощущения.
С целью выявления эффективности опытно-экспериментальной работы, нами было проведено контрольное исследование.
Британское семейное воспитание
Крепостные стены для защиты от непрошеных вторжений не только опоясывают домашний очаг, но и разделяют его обитателей. Если японская семья замкнута для посторонних, то английская семья замкнута еще и внутри - каждый из ее членов куда больше сохраняет неприкосновенность своей частной жизни. Словом, ...
Диагностика орфографической зоркости
Многих учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Итак, для выявления и развития сформированности орфографической зоркости нами был проведен анализ работ по ...
Кхемпхиллское движение
Движение Кэмпхилл (Camphill) представляет собой международную сеть терапевтических сообществ, включающих школы-интернаты для детей с нарушением интеллектуального или психического развития, училища-интернаты (колледжи) для молодежи и «деревни» для взрослых инвалидов. Первая кэмпхиллская школа для де ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.