Педагогика и образование » Развитие одаренности младших школьников в обучении » Опытно-экспериментальная работа по интеллектуальному развитию младших школьников

Опытно-экспериментальная работа по интеллектуальному развитию младших школьников

Страница 1

Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие учащиеся находятся на недостаточно высоком уровне развития интеллектуальной одаренности. В связи с этим возникла необходимость развития одаренности у младших школьников в обучении. С этой целью нами была проведена опытно-экспериментальная работа.

Экспериментальной базой исследования стала МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г.о. Саранск. Эксперимент проводился в III четверти 2012/2013 учебного года. В исследовании приняли участие 24 учащихся 2 «А» класса, раннее обследованных нами в констатирующем эксперименте, которые составили экспериментальную группу.

Для интеллектуального развития младших школьников нами был организованы и проведены занятия.

В качестве примера приведем конспект одного занятия.

Занятие 3

Тема: Развитие памяти на последовательность действий.

Цель: Развитие памяти.

Задачи:

Развитие памяти на последовательность действий.

Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»).

Развитие мыслительных процессов классификации и обобщения.

Воспитание интереса к занятиям.

Материал: предметные картинки (20 шт), индивидуальные бланки, цветные карандаши.

Ход занятия

Вводная часть

1. Ритуал приветствия

- Добрый день, ребята, начнем наше занятие с ритуала приветствия.

- Для этого скажем добрые слова друг другу по кругу. Начнем с меня.

- Хорошо!

2. Рефлексия прошлого занятия.

- Ребята, чем мы занимались на прошлом занятии? Что вам понравилось? Почему?

- А что не понравилось? Почему?

3. Разминка «Ловишки»

Цель: эмоциональная и мышечная разрядка.

Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены.

Дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят:

Раз-два-три,

Раз-два-три.

Скорее нас лови!

Затем — бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.

Основная часть

4. Упражнение «Телеграфист»

Цель: развитие памяти на последовательность действий.

Инструкция: «Повторите за мной действия».

Ученики по очереди воспроизводят серии ударов по столу, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по структуре. Образцы ритмов:

№ 1 - III, III

№ 2 - III I, I III, II II

№ 3- II III, III, II

№ 4 - III III, II IIl, III, II

5. Упражнение «Подбери картинки»

Цель: развитие мыслительных процессов классификации и обобщения.

Материал: предметные картинки (20 шт).

Ведущий прикрепляет на доску картинки в случайном порядке и просит детей хорошо их рассмотреть и сказать, на какие группы их можно разделить.

Примерный набор картинок: заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец, корова, шкаф, стул, коза, диван, овца, стол, апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, такси.

6. Разминка «Белые медведи»

Цель: эмоциональная и мышечная разрядка.

Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей, берутся за руки - это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» — они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда поймают всех играющих, игра кончается.

7. Упражнение «Выполни правильно».

Цель: развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»).

Инструкция: «Нарисовать синий кружок внутри каждой фигуры 1 и 2 на бланке, а красный кружок - вне их. Отметить зеленую точку на границе каждой фигуры. Продолжить линию так, чтобы закрашенный треугольник оказался внутри фигуры 3, закрашенный квадрат - вне фигуры 4, закрашенный кружок - на линии фигуры

Материал к заданию: индивидуальные бланки, цветные карандаши.

Дети выполняют задание.

Заключительная часть

8. Рефлексия прошедшего занятия

- Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? Почему

- А что не понравилось? Почему?

9. Ритуал прощания.

Дети встают в круг, держаться ладошками друг за друга и хором говорят:

- Всем всего хорошего!

Таким образом, нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя занятия по развитию интеллектуальной одаренности. Занятия были направлены на развитие таких психических процессов, как память, мышление, речь, внимание, восприятие, ощущения.

С целью выявления эффективности опытно-экспериментальной работы, нами было проведено контрольное исследование.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Понятие «координационных способностей»
Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека. Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век научно-технической революции «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, к ...

Гуманистическая парадигма диагностики интеллектуальных способностей младших школьников
Гуманистическая парадигма образования ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п. Поэтому ее методи ...

Федеральный интернет-экзамен как инструмент мониторинга высшего образования
Мониторинг качества образования – непрерывное мероприятие, позволяющее на местном уровне, с необходимой степенью глубины и полноты, оперативно прогнозировать и корректировать развитие системы образования. Одним из важных элементов подготовки вуза к комплексной оценке является процедура самообследов ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0299