В настоящее время в психологии усилился интерес к изучению природы такого феномена, как одаренность. В этой связи актуальными становятся исследования интеллектуального потенциала личности одаренного ребенка.
Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области еловеческой деятельности. Различия в степени, качестве и направленности одаренности человека предопределены природой, генетическим фондом.
Каждый нормальный ребенок одарен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых и достаточных социальных условиях развивать их в себе. У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно, совокупно, гармонично.
При благоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренное существо. Феноменальные же, экстраординарные способности, яркая одаренность, талант, основываются на особой организации мозга, предрасположенности к теоретическому или художественному мышлению. Подобные редкие явления ранней одаренности заслуживают особого внимания.
Вопросы психологической природы одаренности рассматривались в работах отечественных (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, Д.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, B.Д. Шадриков и др.) и зарубежных (А. Бине, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, В. Штерн и др.) ученых.
Как показал анализ литературы, существует много работ, в которых рассмотрена проблема одаренности, однако публикаций, в которых рассматривается вопрос о развитии одаренности в обучении недостаточно. Все вышесказанное дает нам основание считать проблему развития одаренности в обучении одной из актуальных.
Объект исследования – одаренность.
Предмет исследования – особенности одаренности младших школьников.
Цель исследования – развитие одаренности младших школьников в обучении.
Для решения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Осуществить отбор диагностического материала.
3. Изучить уровень развития интеллектуальной одаренности младших школьников.
4. Разработать и апробировать серию занятий по развитию интеллектуальной одаренности младших школьников.
Гипотеза: предполагается, что младшие школьники характеризуются недостаточно высоким уровнем интеллектуальным развитием. Разработанная серия занятий будет способствовать повышению уровня интеллектуальной одаренности младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент, методики: «Тест прогрессивных матриц Равенна», «Выявление общих понятий», ««Способность понимать и воспроизводить содержание».
Теоретико-практическая значимость: в ходе проведенного исследования было выявлено, что разработанные и апробированные занятия способствуют развитию интеллектуальной одаренности. Результаты исследования могут представлять интерес для школьных психологов, педагогов начальных классов, студентов факультета «Дефектология и психология», филологического факультета, физико-математического факультета и др.
Взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагога
Четыре тезиса постоянно прослеживаются в мировой педагогической литературе ХХ века: обучение – это и есть хорошо организованное воспитание; целью обучения является воспитание гармоничной личности; развивающее обучение – условие и результат воспитывающего обучения; активность личности в обучении осн ...
Теоретические основы предметной обученности
Предметная обученность является фундаментом качества образования, именно на ее основе создается здание предметных и надпредеметных компетенций. Высокий уровень предметной обученности позволяет ученику успешно овладевать деятельностью, а учителю формировать определенные стандартом умения. Таким обра ...
Теоретико-методологические основы педагогики
Рудольфа Штайнера
Вальдорфские школы – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Они работают по принципу «не опережения» развития ребенка, но предоставления всех в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.