Уроки с использованием игры, являются познавательным инновационным видом, учебно-познавательной деятельности с использованием активных методов обучения. Именно во время проведения таких занятий, моделируется ситуация прошлого или сегодняшнего, "оживают" детали прошлого. Одним из видов инновационных учебных занятий является урок - суд истории.
Урок-суд, по мнению многих ученых методистов, принадлежит к ретроспективным играм (их еще называют сюжетно-ролевые и интерактивные игры), которые непосредственно влияют на эмоционально-волевую сферу ученика.
Дидактической особенностью урока - суда, является то, что одновременно с процессом закрепления изученного материала, ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса.
В центре такого урока - рассмотрение идеи посвященной историческому событию, которое не однозначно оценивается в исторической науке. При этом важно придерживаться процессуальных норм. Важно сберечь внешнюю форму судебного процесса, основное внимание необходимо уделить развязке образовательных, развивающих и воспитательных заданий урока истории.
Проведение такого урока предусматривает обязательность подготовительного этапа, который организовывается заранее.
Задания подготовительного этапа.
За две-три недели учитель сообщает тему урока и форму его проведения.
Распределяются роли: прокурора, свидетелей, адвоката, присяжных, судьи, секретаря, журналистов, зрителей с учетом интеллектуальных способностей учеников и их желаний и придерживаться главного - добровольности.
Определяются их функции.
Готовится соответствующая атрибутика.
Предлагается дополнительная литература для чтения.
Обговариваются выступления учеников судебного процесса.
Роли прокурора и адвокатов очень ответственны, и поэтому следует назначить на них лучших подготовленных учеников. Учет желаний учеников не следует превращать в анархию и бесконтрольность. Роль руководящего может использовать сам учитель или наилучший подготовленный ученик.
Тема урока-суда должна быть поставлена как проблема для обсуждения.
Выступления прокурора и адвоката должны содержать полную процессуальную терминологию и исполнять образовательное задание: раскрыть основные положения урока и сформировать позиции объяснения и аргументы защиты. В основе должны лежать только достоверные и проверенные факты.
В ходе подготовке ученики должны обрабатывать дополнительную литературу, отбирать необходимые материалы, свидетели на такой урок должны подготовить дополнительный информационный материал, который должен дополнить выступления прокурора или адвоката.
Журналисты должны подготовить серию вопросов к сторонам судебного процесса, которые детализировали бы факты или выяснения события.
Присяжные готовятся к обобщению, которое показывает их личное отношение к проблеме, которая будет обговариваться.
К организации урока - суда целесообразно привлечь весь класс и распределить роли не индивидуально, а по рабочим группам.
Каждый член группы должен выполнить определенные задания или на подготовительном этапе или в ходе выполнения домашнего задания.
На подготовительном этапе важная роль принадлежит учителю, который должен выступить организатором урока - игры, ее режиссером, критиком, актером - дублером. Поэтому учитель должен контролировать ситуацию в рабочих группах, проверять ступень подготовки, пояснять и консультировать, корректировать познавательные задания. Необходимо, чтоб на этом этапе ученикам были созданы условия для творчества. Важно чтоб подготовка не превратилась на простое зазубривание ролей, которые были подготовлены самим учителем.
Проводить суд - урок следует на спаренном уроке.
Основной этап урока - суда
Он тоже состоит из нескольких этапов.
Урок начинается со вступительного слова руководителя. В своем слове судья может охарактеризовать, в общем, историческую ситуацию, подчеркнуть основные вопросы, которые будут обговариваться во время заседания, ознакомить участников с регламентом и порядком ведения процесса.
Вторым этапом будут выступления прокурора и адвоката. В своем выступлении прокурор должен внести положения, объявления, которые он может донести в ходе слушания; адвокат говорит про свои намерения опровергнуть обвинения прокурора.
Третий этап - слушание свидетелей, или проведение перекрестного допроса обвиняемого.
Выслушать присяжных - это четвертый этап. Они могут иметь эмоциональный характер, с изложением собственного взгляда. Важно, чтобы свои взгляды присяжные аргументировали. Также, они смогут сделать полные рецензии на выступления прокурора и свидетелей.
Абу Райхан Беруни о содержании образования
На современном этапе общественного развития особое значение приобретают вопросы формирования всесторонне развитой гармонической личности. Неотъемлемая часть этой большой программной задачи - совершенствование содержания образования. Эффективность решения этой проблемы в определенной степени зависит ...
Взаимодействие социального педагога с семьей
Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д. Социальная педаг ...
Сенсорное воспитание детей
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств р ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.