Педагогика и образование » Нововведения в обучении истории » Использование блок-таблиц и структурно-логических схем

Использование блок-таблиц и структурно-логических схем

Страница 2

- вывод - значение события, в исторических условиях и его дальнейшее влияние на ход истории.

2. Во время работы с схемой и рассказа, должны использоваться слова-связки:

- "сначала я охарактеризую…"; "прежде всего"; "если говорить… то"; "обратите внимание на…"; "дело в том, что";

- "я считаю…", "я думаю", "насколько я знаю…", "я имею в виду…";

"проблема в том, что…";

- "таким образом…", "таким образом можно сказать…", "подытожив все сказанное…"

3. В схеме важна каждая часть:

- стрелка показывает на связь между частями и последовательность взаимовлияния;

- форма рамки (овал, прямоугольник)

4. Записи в схеме должны быть четкие и краткие (используются ключевые слова);

5. Схема может разрастаться, пополнятся фактами, деталями.

6. Схема является костяком, базой, на которой будет основываться строительство знаний каждого учителя.

Для эффективной работы учителя, необходимы графопроектор, маркеры, прозрачная пленка.

Необходимо помнить, что формы работы с блок-таблицами и структурно-логическими схемами необходимо разнообразно вести и четко контролировать.

Возможны такие варианты.

I. В работе над материалом (процессы, понятия, термины) всего курса истории 9 класса.

На первом, вступительном уроке учитель поясняет материал: "основные тенденции экономического и политического развития мира с конца XVIII до начала ХХ века" и, постепенно рисует схему. Ученики фиксируют схему в тетрадях.

В конце урока, дети должны устно поставить вопросы к каждой части схемы, и даже короткие ответы. Возвращаться к этой схеме необходимо не один раз, особенно в начале изучения новых больных тем.

Путем многоразового проговаривания достигается эффект четкого понимания основных процессов и тенденций в историческом развитии 19 века.

Во время объяснения нового материала.

1. На уроке "Революция 1848-1849 г.г. в Австрийской империи и украинское национальное освободительное движение" работа над схемой строится следующим образом:

сначала учитель показывает всю схему и предлагает ученикам зачитать ее содержание;

затем он закрывает картонными карточками все составляющие схемы, оставляя открытой только тему урока;

постепенно, во время пояснения материала, в логической последовательности учитель открывает части схемы;

ученики обязательно должны делать записи в тетради, фактически перерисовывая схему;

в конце работы учитель предлагает назвать основные моменты, которые рассматривались, а затем, снова поэтапно открывает составные схемы на экране.

2. На доске в начале урока учитель рисует шаблон схемы. Далее он будет пояснять новый материал, а ученики после окончания каждой содержательной части, должны подобрать ключевые слова и вписать их в шаблон схемы. Этот прием можно использовать на уроке "украинское национальное освободительное движение в конце XVIII в. в первой половине XIX в."

III. Во время работы на уроке

1. Излагая тему "Социально-политическая жизнь во 2 пол. 19 века" ученики получают задание доделать схему, часть которой уже составлена учителем. Мини-группы получают задание составить свою схему по определенному вопросу.

Затем, они защищают возле доски результаты работы.

IV. Во время контроля усвоения материала

1. Ученик возле доски пересказывает материал по структурно-логической схеме;

2. Два ученика возле доски составляют схему и "проговаривают" ее.

3. Письменный опрос всего класса.

Задание: за 10 мин. кратко, связанно пересказать содержание схемы, не создавая графической модели.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Методика развития представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования экскурсий с целью познавательного развития дошкольников, а также результатов констатирующего изучения состояния работы по данной проблеме в ДОУ, мы пришли к заключению, что развитие представлений о труде ...

Психологические причины неуспеваемости младших школьников
Почему неуспевающие дети — это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости видят, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки з ...

Конспект мероприятия
Кроме уроков, за время прохождения практики в школе №175, совместно с преподавателем права и классными руководителями 10-х классов, я принимала участие в подготовке и проведении следующего мероприятия: Исследование по теме: Социальные проблемы рынка труда Описание. Мероприятие проводится как заключ ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0263