а) Демонстрация объектов и наглядных пособий
Представляют собой метод наглядно - чувственного ознакомления с изучаемыми предметами, явлениями. Процессами. Однако не следует перегружать занятий чересчур большим количеством демонстраций.
Наглядные пособия могут быть натуральными, представляющими различные объекты в в естественном виде и изобразительные -в виде чертежей, схем, фотоснимков, моделей, макетов. Некоторые натуральные объекты приходится в учебных целях подвергать предварительной обработке, чтобы ярче и выразительнее представлять наиболее важные стороны и качества. Для этого делают разрезы для показа внутреннего устройства механизмов, машин, применяют специальное окрашивание некоторых поверхностей и т.д.
Изобразительные наглядные пособия обычно показывают натуральные объекты в масштабах, делающих их удобными для обозрения. Пользуясь условными изображениями, можно показать процессы, которые протекают очень быстро или слишком медленно, либо связаны с высокими параметрами, представляющими опасность. Так с помощью знаков, символов, штриховки можно показать ход химической реакции, движение пара, направление тока и т.д. К наглядным пособиям относятся и производственно - технические документы - рабочие чертежи, технологические карты, технические инструкции, схемы, графики. Кинофильмы, слайды, диафильмы. Видеофильмы, пластики, относящихся к экранным средствам и пособиям находят все более широкое применение в учебном процессе.
б) Практический показ мастером трудовых процессов
Как источник информации слово в учебном процессе сохраняет свое значение лишь при условии, если оно опирается на непосредственно восприятие предметов и явлений.
Практический показ необходимо применять во всех случаях необходимо сформировать у учащихся правильный образ трудовых действий, например при управлении механизмами и машинами.
На практике применяется примерно следующая схема объяснения и показа трудовых действий мастером. Сначала мастер объясняет изучаемых действий, а затем проводит показ их выполнение в нормальном. А затем в замедленном темпе. Замедление темпа позволяет учащимся лучше понять, из каких составных частей это действие состоит, каковы особенности и последовательность отдельных приемов и движений.
После того, как показаны отдельные приемы в замедленном темпе и с остановками. Следует снова показать целое действие в нормальном рабочем темпе. Чтобы убедиться. что учащиеся поняли и запомнили показанное. Нужно, чтобы учащиеся воспроизвели показанное мастером.
Метод практического показа рекомендуется применять в качестве основного на занятиях для практической подготовки учащихся к выполнению упражнений.
К показу как к методу обучения, предъявляются следующие требования: а) правильный выбор объема практического показа. Нельзя показывать слишком много в течение одного занятия. Чтобы показ был посильным и доступным, его можно использовать не более чем по двум - трем новым для учащихся приемам средней сложности. Учащиеся должны воспринимать показываемые действия осознанно. Уметь отличать правильные приемы от неправильных. Все это возможно при условии правильного сочетания сжатого объяснения с беседой и демонстрацией как пособий, так и самих приемов, с обязательным воспроизведением показанного учащимся; б) поддержание внимания учащихся во время показа. Мастер в ходе показа и объяснения постепенно расширяет объем показываемого, разнообразие и усложняя его. При этом нужно вовремя задавать учащимся вопросы и кратко анализировать их ответы.
Специфика лексического развития детей со стертой дизартрией
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях ...
Учебное пособие
Учебное пособие как вид учебной литературы посвящается отдельным разделам программы, это могут быть также сборники упражнений, задач, лабораторных практикумов, хрестоматии, учебные словарей, альбомы, атласы и др. Учебные пособия призваны содействовать закреплению полученных знаний и формированию ум ...
Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств
у детей младшего школьного возраста
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явили ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.