а) Демонстрация объектов и наглядных пособий
Представляют собой метод наглядно - чувственного ознакомления с изучаемыми предметами, явлениями. Процессами. Однако не следует перегружать занятий чересчур большим количеством демонстраций.
Наглядные пособия могут быть натуральными, представляющими различные объекты в в естественном виде и изобразительные -в виде чертежей, схем, фотоснимков, моделей, макетов. Некоторые натуральные объекты приходится в учебных целях подвергать предварительной обработке, чтобы ярче и выразительнее представлять наиболее важные стороны и качества. Для этого делают разрезы для показа внутреннего устройства механизмов, машин, применяют специальное окрашивание некоторых поверхностей и т.д.
Изобразительные наглядные пособия обычно показывают натуральные объекты в масштабах, делающих их удобными для обозрения. Пользуясь условными изображениями, можно показать процессы, которые протекают очень быстро или слишком медленно, либо связаны с высокими параметрами, представляющими опасность. Так с помощью знаков, символов, штриховки можно показать ход химической реакции, движение пара, направление тока и т.д. К наглядным пособиям относятся и производственно - технические документы - рабочие чертежи, технологические карты, технические инструкции, схемы, графики. Кинофильмы, слайды, диафильмы. Видеофильмы, пластики, относящихся к экранным средствам и пособиям находят все более широкое применение в учебном процессе.
б) Практический показ мастером трудовых процессов
Как источник информации слово в учебном процессе сохраняет свое значение лишь при условии, если оно опирается на непосредственно восприятие предметов и явлений.
Практический показ необходимо применять во всех случаях необходимо сформировать у учащихся правильный образ трудовых действий, например при управлении механизмами и машинами.
На практике применяется примерно следующая схема объяснения и показа трудовых действий мастером. Сначала мастер объясняет изучаемых действий, а затем проводит показ их выполнение в нормальном. А затем в замедленном темпе. Замедление темпа позволяет учащимся лучше понять, из каких составных частей это действие состоит, каковы особенности и последовательность отдельных приемов и движений.
После того, как показаны отдельные приемы в замедленном темпе и с остановками. Следует снова показать целое действие в нормальном рабочем темпе. Чтобы убедиться. что учащиеся поняли и запомнили показанное. Нужно, чтобы учащиеся воспроизвели показанное мастером.
Метод практического показа рекомендуется применять в качестве основного на занятиях для практической подготовки учащихся к выполнению упражнений.
К показу как к методу обучения, предъявляются следующие требования: а) правильный выбор объема практического показа. Нельзя показывать слишком много в течение одного занятия. Чтобы показ был посильным и доступным, его можно использовать не более чем по двум - трем новым для учащихся приемам средней сложности. Учащиеся должны воспринимать показываемые действия осознанно. Уметь отличать правильные приемы от неправильных. Все это возможно при условии правильного сочетания сжатого объяснения с беседой и демонстрацией как пособий, так и самих приемов, с обязательным воспроизведением показанного учащимся; б) поддержание внимания учащихся во время показа. Мастер в ходе показа и объяснения постепенно расширяет объем показываемого, разнообразие и усложняя его. При этом нужно вовремя задавать учащимся вопросы и кратко анализировать их ответы.
Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Все разнообразие форм преемственности в современном обучении детей математике можно систематизировать, выделив условно три типа преемственности. Первый тип характеризуется дублированием в дошкольной подготовке основного содержания и конкретных заданий программ первого класса школы; При втором типе ...
Педагогические условия организации эффективного обучения младших школьников
русскому языку
Наиболее благоприятные условия для формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста в процессе обучения их родному языку создается в том случае, если в качестве содержания такого обучения выделена система понятий, раскраивающая сущность фонематического принципа письма и опирающих ...
Оценка эффективности применения игр в профориентационной работе с учащимися
Эксперимент по проверке положительного влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников проводился на базе МОУ СОШ № 32 и включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный (заключительный). Констатирующий этап эксперимента На констатирующем этапе целью ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.