В логопедической практике при коррекции речи у больных, страдающих различными дизартрическими нарушениями, применяется специальный массаж мышц.
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе (поза 1). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.
Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).
Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.
Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:
а) одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;
б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).
Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.
Расслабление лицевой мускулатуры:
1) поглаживание от середины лба к вискам;
2) поглаживание от бровей к волосистой части головы;
3) поглаживание от линии лба вокруг глаз;
4) поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
5) поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
6) поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
7) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
8) надавливающий массаж лица от корней волос вниз.
Расслабление губной мускулатуры:
1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
2) поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
3) поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
4) поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
5) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
6) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
7) легкое постукивание губ пальцами.
При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, т.е. на ней осуществляется большее число массажных движений.
Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.
Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры:
1) поглаживание лба от середины к вискам;
2) поглаживание лба от бровей к волосам;
3) поглаживание бровей;
4) поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
5) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
6) сжимание подбородка ритмичными движениями;
7) разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
8) перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
9) пощипывание щек.
Укрепление губной мускулатуры:
1) поглаживание от середины верхней губы к углам;
2) поглаживание от середины нижней губы к углам;
3) поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
4) пощипывание губ;
5) покалывание губ.
Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора - вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 минуты (вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).
Массаж язычной мускулатуры.
При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка - укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.
Роль ученического самоуправления в развитии личности
Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию боле ...
Эффективность логистической системы
Ученые в области логистики считают, что на данный момент не существует универсальной модели оценки эффективности логистической системы, способной учитывать все переменные, все нюансы и все возможные ситуации. Тем не менее один параметр, который может связать всю логистическую систему с учетом всех ...
Размышления об оценочной основе педагогического процесса
На одном научном собрании, где обсуждались проблемы обучения, Д.Б.Эльконин произнес меткую фразу, которая распространилась как психологический афоризм. Он сказал: «Отметка есть нацеленная в лоб ребенка винтовка». И я вспомнил тогда такую примечательную историю. Это было в конце 60-х годов, когда на ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.