Самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков в учебно-научной, профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста (способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.).
Исследования по самостоятельной работе учащихся всегда занимали в отечественной педагогической теории и практике важное место.
В 50-60 –е годы, благодаря исследованиям ряда ученых и прежде всего Б.П. Есипову, было дано определение этому понятию, которого в дальнейшем придерживались многие исследовали - дидакты; конкретизирована её содержательная и процессуальная сторона.
Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, « которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленной в задачи цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий».
А.В. Усова, разделяя точку зрения Б.П. Есипова, выделяет в определении понятия самостоятельной работы управляющую функцию учителя, добавляя ещё один признак: самостоятельная работа выполняется не только по заданию, но и под контролем учителя
Под влиянием развития теории самостоятельных работ общеобразовательной школы совершенствовалась теория и практика обучения учащихся и в профессионально- технических училищах.
Исследователи проблемы самостоятельной работы по-разному подходят к статусу этого понятия. Названную работу определяют как метод обучения (Ю.К. Бабанский, В.Г. Осмоловский), средство обучения (П.И. Пидкасистый), форму организации самостоятельной деятельности (Т.И. Шамова), как особую систему условий обучения, организуемую преподавателем и являющуюся аспектом его деятельности; как познавательную деятельность, выполняемую студентами самостоятельно под тактичным руководством преподавателя (М.И. Пискунов).
Самостоятельная работа – это сложное дидактическое образование, отражающее особенности взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося. По отношению к учителю данная работа – это и метод обучения, и средство обучения, форма взаимосвязанной деятельности, а по отношению к обучаемому – метод учения, способ познавательной деятельности, форма учебно-познавательной деятельности и собственно учебно-познавательная деятельность.
В современной литературе в понятие «самостоятельная работа учащихся» вкладывается такое содержание, как: самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование знаний для решения научных и профессиональных задач (С.И. Архангельский); деятельность складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А.Г Молибог); самообразование (С.И. Зиновьев); Разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности учащихся на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р.А. Назимов).
Различные подходы к определению данного понятия способствовали появлению различных классификаций самостоятельной работы.
Многообразие подходов исследователей к определению самостоятельной работы объясняется не только многоаспектностью этого понятия, но и возрастающей ролью такого вида работы в обучении.
В дидактической литературе выявлены основные причины возрастающего значения самостоятельной работы учащихся:
быстрый рост научной информации;
обеспечение наиболее высокого уровня усвоения учебной информации;
формирование и развитие качеств личности современного специалиста: самостоятельность, активность, убежденность и др.
Установление соотношения между понятиями «самостоятельность» и «самостоятельная работа» позволяет сделать вывод, что самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.
В работах Л.А. Половниковой, Т.И. Шамовой исследованы познавательной самостоятельности и сущность познавательной активности, пути их развития.
Методика изучения площади геометрической фигуры
В методике работы над площадью фигуры имеется много общего с работой над длиной отрезка. Прежде всего, площадь выделяется как свойство плоских предметов среди других их свойств. Уже дошкольники сравнивают предметы по площади и правильно устанавливают отношения "больше", "меньше" ...
Методические основы изучения обратных тригонометрических функций
Обучение – это, прежде всего, процесс целенаправленной, организованной, планомерной познавательной деятельности учащихся под руководством педагогов. Основная цель современной школы – создать такую систему образования, которая бы обеспечивала образовательные потребности личности в соответствии с её ...
Общие подходы к изучению мотивации учения
Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней, вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.