Познавательная самостоятельность определяется как свойство личности, характеризующееся стремлением и умением учащихся без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи.
В дидактической литературе рассмотрены способы активизации самостоятельной работы учащихся, а именно:
применение программ-инструкций;
решение познавательных задач;
использование алгоритмов;
систематическое уменьшение прямой помощи преподавателя;
индивидуализация заданий по содержанию;
использование методов проблемного обучения;
Исходя из этого, возникает необходимость выявления оптимальных сочетаний различных способов активизации самостоятельной работы с целью формирования положительных результатов.
На основе деятельностного подхода Ю.К. Бабанский составляет классификацию основных умений и навыков учебного труда, включающую три группы умений: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные.
Особенность этой классификации – соответствие умений не только структуре деятельности, но и процессу усвоения знаний.
А.В. Усова подчеркивая особую важность для процесса обучения гностических умений, обосновывает общий подход к формированию у учащихся учебных умений и навыков, основанных на анализе структуры действия, выделении отдельных операций, из которых складывается действие и выработка умений выполнять эти операции. Такой подход позволил в частности, выработать методику формирования умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой на основе применения планов обобщенного характера.
Сущность самостоятельной работы учреждении НПО заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и является одним из важных средств их подготовки к активной самообразовательной работе. В этом состоит её основная дидактическая цель.
В классификации самостоятельных работ учащихся единого подхода не сложилось. В основу классификации самостоятельной работы были положены: вид дисциплины (Е.Я. Голд), источник знания и методы обучения (В.П. Стрезикозин), звенья учебного процесса (Б.П.Есипов), элементы деятельности ученика (П.И. Пидкасистый).
П.И. Пидкасистый на основе качественного анализа структуры деятельности ученика выделил следующие типы самостоятельных работ:
Репродуктивный - воспроизводящие работы по образцу, при выполнении которых деятельность учащихся направлена на то, чтобы внимательно прослушать, запомнить и воспроизвести определенную информацию. Это – решение типовых задач, примеров, выполнения упражнений по образцу или алгоритму.
Реконструктивный – самостоятельные работы на преобразование, реконструкцию, обобщение, установление внутрипредметных и межпредметных связей.
Эвристический – самостоятельные работы на разрешение проблемной ситуации, которую создает, организует учитель по ходу урока.
Творческий – исследовательские самостоятельные работы входе которых, учащиеся обучаются раскрывать новые стороны явлений, событий, объектов.
Классификации видов самостоятельной работы отражают разные её стороны и не противоречат одна другой. Один и тот же вид работы может быть рассмотрен с точки зрения её дидактического назначения используемого источника знаний и способов деятельности, уровня самостоятельности учащихся.
Самостоятельную работу учащихся можно классифицировать по видам учебной деятельности.
Таблица 1
Соотношение видов учебной деятельности и самостоятельной работы учащихся
Учебно-познавательная деятельность |
Учебно-практическая деятельность |
Учебно-исследовательская деятельность | |
виды самостоятельной работы |
заполнение таблиц, работа с книгой, документацией, периодической литературой, выполнение упражнений, решение задач, составление схем, задания на выявление дефектов, составление и классификацию, обобщение, составление вопросов |
выполнение лабораторно- практических работ, выполнение заданий по алгоритму, выполнение упражнений, изготовление образцов, изготовление макетов, выполнение учебно-производственных работ, составление эскизов, выполнение чертежей |
разработка тематики и методики опытно-экспериментальной работы, формулировать проблемы в заданной ситуации, выдвигать гипотезы их решения, оценивание, на основе всестороннего анализа, проведение эксперимента, анализ его результатов, выполнение дипломных работ, проектирование. |
Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем
школьном возрасте
Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный характер. В связи с этим необходимо выделение возрастных особенностей коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решен ...
Формирование связной речи в онтогенезе
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К.Воробьева и др. Связная реч ...
Формирование словоизменения имен существительных в нормальном онтогенезе
Анализ литературных данных по проблеме овладения детьми словоизменением в онтогенезе позволил нам структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границах формирования словоизменения существительных у детей. Возрастные границы становления системы словообразования и формирования слово ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.