Педагогика и образование » Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью » Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

Страница 2

Для умственной отсталости характерна более или менее равномерная недостаточность, как предпосылок интеллекта, так и его высших функций (обобщение, анализ, синтез, абстрактное мышление, к самостоятельным суждениям и умозаключениям).

При умственной отсталости отмечаются заметные нарушения памяти. Они могут проявляться в не способности удержать в памяти воспринятые образы или устанавливать связь с прошлым опытом. Даже при хорошей механической памяти больные способны к восстановлению только отдельных деталей, они не воспроизводят сложной картины событий, сложного комплекса впечатлений, что связано с недостаточностью ассоциативного процесса, способности к умозаключению. Наряду с явной недостаточностью смысловой памяти иногда наблюдается хорошая изолированная память на имена, числа, даты, мелодии.

Вследствие недоразвития высших психических функций отмечаются затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия. Запас знаний умственно отсталых всегда ограничен. Вследствие затруднения усвоения отвлеченных понятий они не улавливают их переносного смысла. Неспособность к абстракции может проявляться уже и в том, что затруднено отличие главного от второстепенного, дифференциация явлений разного порядка. При умственной отсталости лучше усваивается форма, нежели внутренний смысл явлений.

Умственно отсталые лица не могут создавать новые образы, основываясь на старых представлениях, у них слабо выражена склонность к фантазированию. Так умственно отсталый дошкольник не составляет сюжет по картинке. Школьники с легкой умственной отсталостью, иногда склонны к фантастическим измышлениям, но их фантазии отличаются бедностью и элементарностью, случайным и необдуманным содержанием.

Наиболее же существенным нарушением психической деятельности лиц с умственной отсталостью является недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия.

Общим характерным признаком для эмоционально-волевой сферы этих лиц является преобладание не столько тонких дифференцированных эмоций, сколько аффектов. Эмоциональные переживания умственно отсталых детей ограничены интересами, имеющими к ним непосредственное отношение. Чем сильнее выражена умственная отсталость, тем больше желаний, направленных на удовлетворение элементарных потребностей (утолить голод, избежать холода и т.д.). Умственно отсталые редко испытывают недовольство собой, сознание вины тонких переживаний, как в норме, почти нет.

Недоразвитие и несовершенство волевых функций может проявляться в своеобразном сочетании внушаемости, пассивной подчиняемости и упрямства, импульсивности.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Сущность и содержание понятия «социально-педагогический потенциал» учреждения дополнительного образования
Наше быстро развивающееся социальное общество предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к такой области как дополнительное образование, а значит, и к педагогике. Это обуславливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию изучаемых педагогических явл ...

Эмпирическое исследование уровня тревожности детей младшего школьного возраста
Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная депривация, т. е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Хотя многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей различными ме ...

Структура профессионального блока
Совокупность взаимосвязанных модулей представляет собой информационный блок. По отношению к профессиональному образованию целесообразно формировать более большую, законченную в профессиональном понимании единицу, которую назовем профессиональным блоком. При создании профессиональных блоков необходи ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.01