Педагогика и образование » Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью » Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

Страница 1

Во вспомогательной школе обучаются и воспитываются умственно отсталые дети. Под умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Традиционно считалось, что умственная отсталость - результат органического поражения головного мозга. Наряду с этим известно, что органическая недостаточность головного мозга обнаруживается преимущественно у тяжело умственно отсталых детей, тогда как у детей с легкими степенями умственной отсталости выявляется редко.

В литературе встречается множество авторских определений понятия "умственная отсталость". Все они схожи, но каждое имеет собственную формулировку. Например: умственная отсталость (олигофрения, малоумие) - врожденное, или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Умственная отсталость - не прогредиентный (не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

Иногда олигофрен определяется как "… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации".

Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. Международной классификации болезней (МКБ, 10-й пересмотр) дается следующее определение умственной отсталости: "Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей" .

Традиционно формы умственной отсталости делятся на три степени

1) легкая степень умственной отсталости (дебильность)

2) средняя степень умственной отсталости (имбецильность)

3) тяжелая степень умственной отсталости (идиотия)

Однако согласно МКБ ВОЗ 8-9 пересмотра выделяют не 3, а 4 формы интеллектуальной недостаточности

1) умственной отсталость легкой степени (IQ 69-50)

2) умеренная (средняя) степень умственной отсталости (IQ 49-35)

3) тяжелая (резко выраженная) степень (IQ 34-20)

4) глубокая степень умственной отсталости (20 и ниже)

В классификации умственной отсталости МКБ-10 ВОЗ

Классификация раздела "Умственная отсталость" представлена следующим образом:

1) F70 Умственная отсталость легкой степени

2) F71 Умственная отсталость умеренная

3) F72 Умственная отсталость тяжелая

4) F73 Умственная отсталость глубокая

5) F78 Другие формы умственной отсталости

6) F79 Умственная отсталость неуточненная

Термин "умственная отсталость" является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, то есть разные клинические формы интеллектуального недоразвития - как резидуальные, так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

Термин "олигофрения" стойкие интеллектуальные нарушения, обусловленные внутриутробным недоразвитием головного мозга или стойкими нарушениями на первых трех годах жизни.

Умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место занимает деменция (слабоумие). При деменции нарушение мозга возникает после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5-7 и более лет). Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом отмечается прогрессирование заболевания. В таких случаях интеллект снижается от предшествующего более высокого уровня, тогда как при умственной отсталости он никогда нормального уровня не достигает.

Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи. Большинство этих лиц начинают говорить после 4 лет. Медленное развитие речи иногда является выражением недостаточного развития моторики и неспособности владеть своими движениями. В таких случаях понимание речи начинается раньше, чем умственно отсталые лица начинают говорить (немота без глухоты). В других случаях недостаточность речи больше связана с дефектом высших психических функций, чем двигательных. Речь при этом бедна запасом слов, построение фраз детское. Часто отмечаются неправильное соотношение между отдельными частями предложения, аграмматичное построение фраз, отсутствие в них спряжения и склонения. Такую речь дополняют неправильное произношение отдельных звуков, бедность интонаций, затруднения при переходе от слога к слогу, от слова к слову. При достаточно развитой устной речи может быть недоразвита способность к чтению и письму.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагога
Четыре тезиса постоянно прослеживаются в мировой педагогической литературе ХХ века: обучение – это и есть хорошо организованное воспитание; целью обучения является воспитание гармоничной личности; развивающее обучение – условие и результат воспитывающего обучения; активность личности в обучении осн ...

Абу Райхан Беруни о содержании образования
На современном этапе общественного развития особое значение приобретают вопросы формирования всесторонне развитой гармонической личности. Неотъемлемая часть этой большой программной задачи - совершенствование содержания образования. Эффективность решения этой проблемы в определенной степени зависит ...

Виды дидактических игр
Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2367