Педагогика и образование » Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью » Особенности воспитания в родительских и опекунских семьях умственно отсталых детей

Особенности воспитания в родительских и опекунских семьях умственно отсталых детей

Страница 1

Основным значимым элементом, взятым из внешней среды ребенком, является мать или заменяющий её человек.

В большинстве родители, переживая кризис, связанный с рождением неполноценного ребенка эмоционально отвергают его, проявляют нетерпение и раздражение в общении с ребенком, нарушая, таким образом, привязанность его к матери. Привязанность между матерью и ребенком, их межличностные связи, определяют весь душевный и психологический строй личности: отношения человека к себе, к миру, разнообразные переживания познавательные и творческие способности. Если мать не удовлетворяет потребности ребенка в любви, защищенности и безопасности, он не сможет устанавливать вторичные привязанности с другими людьми, пока эти базальные потребности не будут удовлетворены.

Родительское отношение к умственно отсталому ребенку искажено в виде противоестественного эмоционального отношения. Основным типом родительского отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка, является авторитарным. Родители умственно отсталых детей долго не признают и не обращают внимания на имеющийся у них интеллектуальный дефект. Родители умственно отсталых детей неадекватно оценивают особенности их психического развития. Это проявляется в некоторых противоречиях в отношении родителей к их умственно отсталым детям. Во-первых, воспитывают своих сыновей и дочерей, предъявляя к ним высокие требованиями при этом, отдавая себе, отчет в том, что они личностно и социально несостоятельны, родители требуют от детей успехов и достижений. Проявляя мягкость и терпение, направленное на развитие ребенка, матери и отцы раздражаются по поводу его неумелости и "необучаемости". Родители умственно отсталого ребенка неадекватно оценивают его личностные качества, не всегда дают адекватную оценку сложившимся между ними и ребенком отношениям.

Полноценное формирование межличностных отношений определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются детско-родительские отношения в семье, стиль отношения родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним. В семье, где воспитывается аномальный ребенок, в частности умственно отсталый, нарушена вся система межличностных отношений.

Умственная отсталость, проявляющаяся в стойком снижении познавательной деятельности и нарушении эмоционально-волевой сферы, сказывается на характере межличностных отношений между детьми, родителями и ближайшими родственниками. Семейные условия оказывают существенное влияние на становление личностных образований, обуславливающих формирование межличностных отношений умственно отсталых детей.

Большая часть умственно отсталых детей положительно относится к своим родителям, проявляя заботу и внимание. Наибольшую тревогу вызывают отношения умственно отсталых детей к отцу и родителям. Позиция отцов, которая проявляется в преобладании негативного отношения к сыновьям и дочерям, сказывается на межличностных отношениях в семье. Умственно отсталые дети с первых лет жизни интуитивно чувствуют неприятие со стороны своих отцов.

В семьях, имеющих умственно отсталых детей, нарушается система восприятия детей родителями. Родители неадекватно оценивают особенности психического развития их ребенка, что проявляется в некоторых противоречиях в их отношениях к нему.

Родители служат для своих детей образцами или моделями поведения, являются важными агентами процесса социализации. Взаимоотношения умственно отсталых детей с родителями оказывают влияние на формирование личностных качеств. Долговременное нарушение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей является фактором риска, способным привести его к нарушениям межличностных отношений в коллективе. Отношения со стороны умственно отсталого ребенка к матери, отцу, сибсам, прародителям, а также родительское отношение к умственно отсталому ребенку имеют определенные особенности, накладывающие отпечаток на межличностные отношения в семье.

Тип осуществляемого родителями воспитания - родительская установка - является немаловажным фактором, от которого во многом зависит дальнейшая социализация ребенка в обществе.

В неблагополучных семьях и при наследственной умственной отсталости, где родители умственно отсталых детей не заинтересованы в делах ребенка. Недостаток постоянного, тесного и стойкого отношения к матери. Плохая забота о ребенке, пренебрежение к его основным нуждам, вплоть до враждебных действий по отношению к нему усугубляет у ребенка нарушение коммуникативной, эмоциональной и поведенческой сфер, отставание от сверстников в физическом и психическом развитии. Известны случаи детоубийства, где мать топит в реке восьмилетнего сына, наказывая за плохое поведение.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

История системы воспитания в Британии
В Великобритании педагогические идеи Дж. Локка были ориентированы на воспитание «делового человека», «джентльмена» и сочетали в себе три аспекта - физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование. Поступки и привычки людей, обязаны своим происхождением, по его утве ...

Выявление уровней восприятия и понимания поэтических произведений С.А. Есенина
Для изучения особенностей восприятия и понимания поэтических произведений нами было проведено исследование в подготовительной группе детского сада № 2 общеразвивающего вида поселка Вершино-Дарасунского Тунгокоченского района Забайкальского края. В исследовании принимали участие 25 детей в возрасте ...

Влияние Болонского процесса на содержание современного российского образования
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавш ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0276