Образ представления - это не простое воспоминание. Он не хранится в памяти в неизменном виде, но постоянно преобразуется, в нем выделяются, подчеркиваются наиболее актуальные признаки, стираются индивидуальные особенности. Образы представления имеют субъективный характер, они не проецируются вовне. Они возникают в сознании опосредованно, сближаясь тем самым с образным мышлением. Ассоциации образов могут выходить за рамки обыденных впечатлений, благодаря воображению становятся доступными творчеству.
Поскольку отражение действительности формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта, "обслуживая" его как целостность, оно не может не быть субъективным. Субъективность проявляется по-разному в различных связях индивида с миром и на разных уровнях психического отражения. Общим основанием разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком окружающего мира осуществляется со стороны его жизненной позиции занимающей им в этом мире.
В создании образов и представлений задействованы все психические процессы, на которых основывается восприятие и запечатления объектов внешнего мира. От того, как меняется процесс взаимодействия субъекта с объектом, меняются и представления об этом объекте.
У умственно отсталых детей произвольное запоминание формируется намного позже, чем у них нормально развивающихся сверстников, а преднамеренное запоминание выражено не так ярко. Особенности памяти школьников с умственной отсталостью обуславливаются трудностями в воспроизведении полученной информации.
Процесс воспроизведения очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых школьников к ошибкам при воспроизведении образа.
Особенности восприятия и осмысливания детьми окружающего мира связаны с особенностями их памяти. У умственно отсталых школьников основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи, следовательно, и образы формируются специфически.
Восприятие выступает как источник чувственной ткани образов-представлений, при этом "при переходе от восприятия к представлению структура образа изменяется в сторону обобщения и схематизации".
У школьников с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия - представлений. Неразделяемость, оборванность, уподобление образов и иные нарушения представлений.
Особенности пубертатного периода у детей с умственной отсталостью в большинстве случаев сводятся к разнообразным нарушениям адаптации организма и личности в психическом, физиологическом и социальном отношении. В возрасте от 10-14 лет у детей нередко наблюдается снижение памяти, уменьшается объем внимания и его переключаемость, повышается уровень физической активности. Подростки в этот период могут утратить ранее приобретенные навыки, сильно выражается эмоциональная неустойчивость, эффективность сочетается с хаотическим усилением психической активности; в этом возрасте присущи дисфории и обнажение инстинктивных проявлений, противоречивость и импульсивность в поведении. Однако в пубертатном периоде можно наблюдать и поступательное развитие моторики и познавательных процессов в частности мышления. В этом возрасте происходят быстрые психофизиологические изменения в организме подростка. Можно отметить повышение аффективной восприимчивости ко всему новому, преобразования в эмоционально-волевой сфере. Как следствие изменяются и ранее сложившиеся представления подростков об окружающих их объектов и субъектов.
Сборник игровых упражнений для
коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с
синдромом аутизма
Пояснительная записка Дети младшего школьного возраста, поступающие в школу, изменяют характер взаимоотношений с окружающими людьми, причем довольно существенно. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими люд ...
Общие сведения о высшем образовании в Бельгии
За образование в Бельгии отвечают французское, фламандское и немецкое сообщества. Обучение обязательное и бесплатное для всех детей в возрасте с 6 до 16 лет и в вечерних школах до 18 лет. Неграмотность практически ликвидирована. Половина бельгийских детей посещают частные школы, большая часть из ко ...
Исследование познавательного и речевого развития детей с интеллектуальной
недостаточностью
После изучения теоретического материала по вопросу формирования связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявить взаимосвязь развития связной речи от уровня интеллектуального развития младших школьников с ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.