Таким образом, опираясь на теоретические работы в мировой педагогике, можно создать модель факторов, обусловливающих эффективность учебно-воспитательных процессов в национальной школе.
Первая группа факторов – это факторы, которые необходимо использовать, создавая национальную систему образования и воспитания.
Вторая группа – это педагогические факторы, которое необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе. Естественно, что первая и вторая группы факторов связаны между собой логически и содержательно, а поэтому воспитательный процесс в учебном заведении обязан учитывать социальные факторы, но не переносить их механически, а обеспечивать их педагогическое применение в конкретной жизни школы.
Главною функцию развития духовного мира учащегося несут гуманитарные дисциплины, причем каждый учебный предмет имеет свое основное воспитательное назначение при этом история играет роль интегрирующего предмета, объединяющего воспитательное значение других гуманитарных дисциплин, связывающую обучение и воспитание. Литература обеспечивает цельное восприятие личности другого человека, побуждая к самопознанию, сравнению себя с другими, выступает как мотивированный компонент самовоспитания и самообразования. Цикл эстетических дисциплин развивает общую эмоциональную восприимчивость и на этой основе учит наблюдательности, культуре обучения, восприимчивости переживаний людей, побуждает к сопричастности, сопереживанию, состраданию.
Весь эстетический цикл связывается с естественным через анатомию и физиологию человека и внеклассную работу по предмету. Однако необходимым элементом гуманизации образования является курс психологии, лежащей в основе современного человекознания. А это обеспечивается через воспитательную работу.
Для воспитания личности в процессе обучения необходим диагностический подход. В этом отношении можно использовать разные виды диагностики обучаемости и воспитанности учащихся.
Педагог должен быть поставлен в позицию исследователя, тогда, естественно, он начинает ориентировать свою учебную работу на воспитание личности учащегося.
Поэтому упущения в учебно-воспитательном процессе порождают трудновоспитуемость, а затем она становится доминирующей. Необходимо в человеке воспитывать стержни противостояния злу, негативным влияниям. Это достигается через имеющиеся качества человека.
Возникает необходимость изучения воспитанности учащегося. Само изучение можно разбить на несколько этапов:
1-й этап – осмысление педагогом целей и задач воспитания, конкретизация их, анализ программы и процедуры изучения. На этом этапе необходимо проводить научно-методические семинары, на которых педагоги знакомятся с сущностью и методикой диагностического подхода к изучению воспитанности учащихся.
2-й этап – составление предварительной характеристики воспитанности учащихся классным руководителем.
3-й этап – привлечение к анализу воспитанности самих учащихся, актива класса, родителей и педагогов, побуждающие учащихся к самоанализу, к самооценке и самоконтролю. Здесь формируется общественная самооценка и согласовываются позиции всех участников учебно-воспитательного процесса.
Можно вести педагогические дневники, в которых записываются отдельные наблюдения над воспитанниками и случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализ явлений кризиса и переломов, которые могут быть у ребят.
Реализация предложений, изложенных в Белой Книге
После представления Белой Книги Парламенту 22 января 2003 года начался процесс реакции различных общественных институтов и групп на “предложения” правительства. Вершиной всего процесса стал доклад Комитета по образованию и профессиональной подготовке Палаты Общин, в котором были отражены почти все ...
Наблюдательность как одна из психологических
особенностей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обуч ...
Методы изучения коллективных явлений
Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко испол ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.