После представления Белой Книги Парламенту 22 января 2003 года начался процесс реакции различных общественных институтов и групп на “предложения” правительства. Вершиной всего процесса стал доклад Комитета по образованию и профессиональной подготовке Палаты Общин, в котором были отражены почти все аспекты общественного мнения. Кроме того, в нём содержались рекомендации правительству не применять ряд мер, вызвавших наибольший протест. К таким можно отнести концентрацию средств на исследования в лучших вузах, создание Офиса для честного доступа, присуждение титула университета неисследовательским вузам. Также Комитет рекомендовал правительству предпринять меры, направленные на существенное повышение зарплаты для молодого поколения академического персонала вузов и обеспечить лучшую поддержку для будущих студентов из малообеспеченных семей.
В своём ответе на доклад Комитета по образованию и профессиональной подготовке Палаты Общин правительство выразило своё намерение продолжать действовать в рамках предложений, содержащихся в Белой Книге. Так что реакция на Белую Книгу не повлияла на политику правительства в отношении высшей школы.
Реализация некоторых мер, содержащихся в Белой Книге, началась сразу после её публикации; остальные требовали сначала введения изменений в действующее законодательство. Нарушение лейбористами предвыборных обещаний не прошло бесследно – потребовались большие усилия, чтобы соответствующий законопроект прошёл голосование в Палате Общин. В конечном итоге, благодаря перевесу всего в пять голосов (316 против 311), лейбористы смогли продолжить осуществление своей политики в отношении высшей школы. Акт о Высшем Образовании 2004 г. ввёл в действие всё необходимое законодательство. Подробности содержания Акта будут рассмотрены в соответствующих разделах.
На сегодняшний день крайне сложно оценивать значение протекающих реформ, так как процесс реформирования только начался; мы в состоянии лишь определить их общую направленность. Также невозможно рассмотреть вопрос о влиянии реформ на диверсификацию высшей школы – для этого прошло ещё слишком мало времени. Вопрос о намерениях правительства относительно этого направления рассмотрен в предыдущем параграфе.
Большинство официальных статистических данных, которыми мы располагаем, ограничены 2003/04 годом, что связано с длительным процессом (не менее одного года) их сбора и обработки соответствующими статистическими агентствами.
Экспансия и расширение участия. В Белой Книге экспансия высшего образования сильно увязывалась с развитием основных степеней (FDs). Именно через этот уровень высшего образования – достепенной – правительство намеревалось проводить экспансию. В 2003/04 г. и в 2004/05 г. было создано и профинансировано около 9 тыс. дополнительных мест в вузах для студентов, получающих основную степень . За эти же годы изменений в численности студентов на достепенных курсах не отмечается, т.е. пока результатом политики правительства в этом направлении стало “перетекание” студентов с одних курсов на другие.
Правительство продолжает проводить политику, направленную на экспансию и увеличивать количество финансируемых мест в вузах, однако пока сложно оценивать эффективность этих мер. Последние официальные данные (за 2003/04 г.) Департамента образования и профессиональной подготовки свидетельствуют, что уровень участия в высшем образовании среди лиц в возрасте от 18 до 30 лет остался прежним – 43% .
Взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагога
Четыре тезиса постоянно прослеживаются в мировой педагогической литературе ХХ века: обучение – это и есть хорошо организованное воспитание; целью обучения является воспитание гармоничной личности; развивающее обучение – условие и результат воспитывающего обучения; активность личности в обучении осн ...
Организация учебной деятельности как один из путей развития учебной
мотивации учения
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения. Отнош ...
Выявление динамики в уровнях сформированности
самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Цель контрольного этапа эксперимента - определить изменения в уровнях сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, после проведения формирующего этапа исследования. На заключительном этапе исследования нами использовались те же методики: беседа с воспитателями; анкетиро ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.