Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы » Детская художественная литература как средство нравственного воспитания ребенка

Детская художественная литература как средство нравственного воспитания ребенка

Страница 5

Иллюстрация статична. Она изображает отдельные эпизоды, портреты героев, обстановку и действия, картины природы. Даже при детальном иллюстрировании наглядные образы не заменяют в полной мере художественного текста. Дети получают полное представление о содержании произведения, о действиях и переживаниях героев только после того, как оно будет им прочитано. Слушая текст, рассматривая иллюстрации, дошкольники воспринимают отраженный в них реальный мир с помощью слуха и зрения, и он представляется им многогранным и полным.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления. Е.А. Флерина допускала различные варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Примером могут служить книги В. Маяковского «Что ни страница — то слон, то львица», А. Барто «Игрушки». Но неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.

9. Рассматривание картины. Прием, помогающий детям уточнять свои представления о различных образах и углублять свое понимание событий и явлений жизни. Методика такого занятия также подчиняется общим дидактическим требованиям, которые были уже раскрыты, когда мы говорили о непосредственных рассматриваниях иллюстраций и картинок (так же подготавливается внимание детей, т.е. дается время для первоначального созерцания, затем воспитатель предлагает детям рассматривать одну за другой все основные части картины, устанавливая смысловую связь между ними). Основной прием на таком занятии — вопрос. Употребляются разные формы вопросов: для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? и другие. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает?

Существуют другие формы работы с использованием литературных произведений в разных видах деятельности, которые применяются в детском саду. Дети передают свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам в рисунке, поэтому сюжеты и героев литературных произведений можно предлагать им как темы для рисования или лепки. Воспитатели детских садов проводят занятия с использованием творческих заданий на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке, литературные утренники и самодеятельные литературные концерты для детей шести-семи лет.

Воспитателями детских дошкольных учреждений на основе указанных выше методов и форм, с использованием специфических приемов, проводятся занятия (ниже примерное описание):

1. Например, воспитатель, занимаясь нравственным воспитанием детей, читает детям: «Айболит» К. Чуковский. Знакомит детей с новым произведением К. Чуковского и рисунками В. Конашевича; опираясь на содержание и иллюстрации, ставит цели дать характеристику главному герою сказки; развивать у детей дружеские, добрые отношения, чувство юмора. В предварительной работе в один из дней вне занятия воспитатель читает детям произведение К. Чуковского «Айболит и воробей». Предлагает рассмотреть рисунки, выполненные В. Конашевичем. В дальнейшем в ходе настоящего занятия воспитатель напоминает детям о прочитанной книге, просит назвать и охарактеризовать ее главного героя — доктора Айболита.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Методика обучения двигательным действиям учащихся среднего школьного возраста
При обучении двигательному действию следует выделить четыре основных процесса, которые обеспечивают усвоение его учениками: 1. Познавательный процесс, который состоит в осознании цели движения, его структуры и результатов в овладении суммой знаний; 2. Процесс установления и закрепления соответствую ...

Дифференцированная работа на уроках биологии
Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться ...

Формирование основных учебных умений и навыков дошкольников в рамках работы кружка по изобразительному искусству
Для реализации задач нашего исследования был проведен фор­мирующий эксперимент. В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек в возрасте 5,5 - 6 лет. Для экспериментальной группы мы предложили специальную программу, на­правленную на развитие ребенка дошкольного возраста в рамках круж ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0109