Вообще, варианты занятий могут быть настолько разнообразными по составу описанных методов и приемов, что можно привести здесь либо самые традиционные и общие по принципам проведения, либо достаточно интересные. Из традиционных можно вспомнить такие занятия как: рассказ воспитателя по определенной теме с дальнейшим прочтением литературного произведения, подкрепленного иллюстрациями, фотографиями; пересказ сказки после повторного её прочтения; беседа на тему (например, приближающегося праздника); рассказ и беседа с детьми по картине; поочередное рассматривание серии тематических картинок в неправильной последовательности, а правильную последовательность устанавливают дети; игры со словами на занятиях, книжные выставки и последующие беседы. Из интересных занятий, с применением нестандартных методов и приемов, можно вспомнить такие как:
для улучшения знания произведения и укрепления нравственных представлений
- выставки кукольной одежды для персонажей сказок с беседой с детьми по вопросам и последующие дидактические игры на занятии; занятие-игра в библиотеку прямо на выставке; чтение, заучивание наизусть и последующая игра-драматизация;
для развития не только нравственных качеств, а и фантазии детей
- занятия типа «Придумай рассказ», «Создай свою сказку», «Выбери начало», «Выбери концовку сказки» (рассказа);
для формирования представления детей об описании героев, событий и умения определять недостатки описания
- занятия типа «Нарисуй портрет», «Учись рассуждать»;
для развития положительных качеств, фантазии и умения детей видеть возможности развития сюжета
- занятия типа «Составим разные рассказы».
Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и методике обучения и представленных в данном разделе, предоставляет огромные возможности для нравственного воспитания детей. Каждый метод являет собой средство достижения определенной, поставленной педагогом цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом.
Выводы по первой главе
Нравственность - основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид отношений. Поэтому нравственное воспитание детей-дошкольников в детском учреждении направлено на формирование у них прочных нравственных чувств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме и закрепленных в различных видах деятельности. Формирование этих чувств неизменно должно базироваться на описанных в параграфе педагогических принципах (единстве требований, единстве воздействий, систематичности и последовательности, принципе индивидуального подхода, требовательности и разумности).
Нравственное воспитание детей-дошкольников в детском учреждении, направленное на формирование у них прочных нравственных чувств - доброты, отзывчивости, чуткости, любви к близким и уважения ко всем людям, чувств дружбы, любви к родине, трудолюбия, чувств соучастия, сопереживания и сострадания, а также воспитание навыков культурных отношений в обществе, должно базироваться на педагогических принципах (единстве требований, единстве воздействий, систематичности и последовательности, принципе индивидуального подхода, требовательности и разумности).
Понятие патриотизма и гражданственности
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмо ...
Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи
Этиология общего недоразвития речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений. Нередко причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприят ...
Возрастные особенности детей шестого года жизни
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Дети шестого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.