О пословицах «Собирай по ягодке и наберешь кузовок», «Не наклонишься до земли – грибок не попадет в кузовок» - сказали только очень кратко, что нужно быть трудолюбивым и уметь трудиться. Дети не составили по сути рассказов, а раскрыли лишь значение пословиц. Не придумали никаких действий и поступков детей или людей в труде, чтобы обосновать эти пословицы, не сказали ничего и о важности труда в жизни людей.
На третьем этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование родителей, с целью определения значимости для родителей формирования у детей нравственных чувств.
Анкетирование родителей включало следующие вопросы:
Радуетесь ли вы помощи своего ребенка?
Помогают ли он вам в быту, на даче, в общих делах?
Ваши близкие или соседи радуются помощи вашего ребенка?
Какие чувства развивает умение помогать людям?
Имеет ли ваш ребенок друзей во дворе, среди детей ваших знакомых?
Заботятся ли дети друг о друге? И ваш ребенок лично?
Какие книжки любит слушать или читать ребенок?
Как давно читали ребенку сказки и рассказы о добре, дружбе, чуткости?
Помните ли пословицы и поговорки о добре, скромности, чуткости, дружбе, любви?
Какие элементы народной мудрости в них заложены, и какие возникают при этом чувства?
Как часто выезжаете с ребенком на природу, ходите в библиотеку и кружки по интересам?
Рассказываете ли ребенку о городе, крае, стране, окружающем мире?
Какие впечатления остаются у ребенка от прогулок у моря, в лесу, от поездок в другие города?
Посвящаете ли ребенка в то, какие праздники есть у нас на родине?
Разрешаете ли ребенку держать животных или птиц дома?
Какие, по вашему мнению, нравственные чувства развиваются при контакте со сверстниками-друзьями в играх, в увлечениях?
Какие чувства развиваются при заботе о домашних животных?
Какое значение имеет для вас совместный труд с ребенком?
И какие нравственные чувства рождает частое общение ребенка с книгой? Какие книги хотелось бы прочитать вместе с ребенком?
Есть ли у ребенка уже сейчас тяга посещать библиотеку?
Анализируя ответы, мы определили, что родители почти никогда не просят своих детей помогать им, что у детей нет постоянных обязанностей дома, мало кто заботится о животных, только несколько человек держат редких птиц и породистых собак. У родителей из-за большой загруженности работой - нет времени посещать с ребенком уголки природы, библиотеку, музеи, некоторые родители даже не знают, есть ли у ребенка прочные друзья, к которым он стремится. Большинство родителей, конечно же, очень заботятся о детях, покупая им книжки, игрушки, но мало кто старается заранее определить нравственную пользу от прочитанного. Редко рассказывают детям о родном городе, стране, праздниках, объясняя это нехваткой времени. И хотя некоторые родители уже позаботились о увлечениях сына или дочки, зато другие сказали: «Сам выберет увлечение, когда подрастет». Достаточная часть родителей ещё не задумывались о нравственных чувствах своих детей, считая, что их ребенок знаком с общими правилами поведения, а остальное сделают в процессе воспитании в детском саду. Некоторые родители говорили, «что их ребенок и так очень добрый и отзывчивый, а этого часто и не стоит делать».
Из ответов видно, что дети в связи с этим не стремятся помогать родителям в работе, мало знают о художественной литературе, описываемой воспитание нравственных чувств, о возможных увлечениях, о городе, родине, имеют мало друзей, не проявляют особой заботы и чуткости к домашним животным, не стараются часто помогать другим детям и людям.
Больше половины родителей не знает, какие нравственные чувства и как надо было бы их сформировать к старшему дошкольному возрасту. Не все родители осознают, что для формирования таких чувств, как доброта, отзывчивость, чуткость, взаимопомощь, трудолюбие, сопереживание, сострадание, дружелюбие, любовь к родине, необходимо создавать в семье самые благоприятные условия.
На основе содержания ответов бесед и анализа наблюдений за детьми экспериментальной группы на занятии «Труд в библиотеке», за самостоятельной игровой деятельностью детей, а также за выполнением заданий-упражнений по составлению рассказа о книжном герое и составлению рассказа по пословицам, несущим нравственный смысл, мы выделили показатели уровня сформированности нравственных чувств дошкольников, выступающие в нашем исследовании критериями оценки сформированности нравственных чувств старших дошкольников:
Показатели нравственного поведения ребенка:
проявляет ли доброту и чуткость к детям и людям,
заботится ли о товарищах, о младших детях,
помогает ли взрослым,
радуется успехам друзей,
честен,
проявляет ли участие к людям старшего поколения,
дорожит ли доверием окружающих,
вежлив ли с окружающими людьми,
проявляет ли жалость, сострадание к животным,
скромен,
не хвастается ли своими умениями и успехами,
может ли договориться о совместной деятельности, взаимопомощи,
Особенности задач и подходов, зависящие от предмета обучения
Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В большинстве случаев они сводятся к следующим: обеспечить «начальную школу движений», т. е. Научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более слож ...
Особенности воспитание самостоятельности в старшем
дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок стремится к реализации своего «я ...
История системы воспитания в Британии
В Великобритании педагогические идеи Дж. Локка были ориентированы на воспитание «делового человека», «джентльмена» и сочетали в себе три аспекта - физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование. Поступки и привычки людей, обязаны своим происхождением, по его утве ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.