История волонтерского движения в России отличается от зарубежной.
Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации. Волонтер – это человек, который бесплатно помогает некоммерческой организации.
Несмотря на отсутствие общности в России, схема волонтерства была перенесена из США – страны, где фундаментом волонтерства была именно общность. Но в силу устройства «социальной ткани» в нашей стране подростки – единственная масса общества, которая согласна бесплатно работать на благо других, они и являются большей частью волонтеров России. Для школы волонтерская деятельность – средство закрывания вакуума, появившегося после распада комсомольской и пионерской организаций, которые были местом появления и поддержки культурной совместности. Отсюда наиболее распространенный лозунг многих волонтерских групп «неважно, что именно будем делать, главное вместе». Но ведь тот факт, что школьники будут совместно выполнять какую-либо работу, еще не означает, что они учатся хоть чему-то, развиваются.
Вся образовательная поддержка при таком подходе сводится к консультациям по оформлению заявок и отчётов; предполагается, что цели и направления проектной деятельности участники выбирают сами. С другой стороны, разработчики краевой программы развития сетевых форм воспитательной работы (Г.Н. Блинов и другие) фиксируют необходимость создания новых социальных целостностей, в особенности в территориях с редуцированными жизненными средами, и образовательной поддержки таких целостностей. Г.Н. Блинов отмечает, что «образование как социальный институт, ответственный за процессы воспроизводства, может и должно предложить свои механизмы сбалансированного развития края в долгосрочной перспективе. Для этого в самой образовательной среде необходимо создавать прецеденты эффективно работающего, высоконравственного, здорового и деятельного социума, представленного в виде кооперации агентов различных профессиональных и общественных групп. Только включаясь в такие кооперации и общности, у детей возможно появление самоопределения по отношению к задачам, которые может и должен решать человек в современном обществе, развивая и реализуя свой потенциал. Таким образом, постановка вопроса связана с разработкой и апробацией в образовательной сфере технологий позиционного самоопределения молодых людей посредством создания «культурно-образовательных инициативных сред». Культурно-образовательная инициативная среда — это деятельностно выстроенные ситуации порождения и реализации Нового».
Г.Н. Блинов говорит, что создание таких культурно-образовательных сред может осуществлять дополнительное образование, т.к. существующий уровень дополнительного образования в крае имеет три отличительные особенности, позволяющие считать его основным механизмом в реализации этой стратегии:
Во-первых, дополнительное образование края в течение двух последних лет начало выступать как универсальная социальная технология организации насыщенного досуга детей и подростков, их включения в культуросообразную содержательную деятельность и построения дружественных детям социальных зон.
Во-вторых, в дополнительном образовании края имеются действующие образцы технологий создания образовательно-развивающих сред и инфраструктур на основе процессов самоопределения — модульные программы; форумы; фестивали и т. д.
В-третьих, дополнительное образование края имеет в своем арсенале опыт масштабного применения программно-проектных форм организации открытого образования детей и подростков.
Дополнительное образование через пробы подростком себя в разных профессиональных мирах, через столкновение с социальной средой инициирует постановку личных целей, формирование проектного замысла как собственной формы вхождения и существования в социуме.
Г.Н. Блинов фиксирует лишь необходимость создания новых социальных целостностей и их образовательной поддержки. Но формы подобной поддержки самой программой не предусмотрены.
Мы полагаем, что претендовать на заявление формы поддержки социальных целостностей, о которых говорит Г.Н. Блинов, могут программы педагогики самоопределения, имеющие достаточный опыт в построении культурно-образовательных инициативных сред для подростков.
По мнению А.А. Попова «образовательные программы необходимы для практического освоения социокультурных объектов, то есть для проявления возможностей субъективных значений».
А.А. Попов и И.Д. Проскуровская вводят понятие «социокультурный объект». «В отличие от естественного социокультурный объект существует не «натурально»; он никогда не «дан» человеку в качестве «предмета». Наоборот, человек является элементом системы социкультурного объекта, и имеет дело только с его проявлениями (например, языка – «человек говорящий», города – «горожанин»).
Методические рекомендации
В связи с многообразием проявления методической деятельности существует много видов методических публикаций: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, методические письма. Одни из них подготовлены на основе результатов научного (диссертационного) исследования, други ...
Индивидуальная работа при использовании метода сказкотерапии
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя ...
Описание
игровых методик, применяемых на уроках информатики
В данном параграфе приводятся фрагменты уроков с использованием игровых элементов. Рассмотрев игровые элементы, применяемые на уроках информатики, необходимо уточнить, на каком этапе урока нужно применять ту или иную игру. Опишем фрагменты урока с применением перечисленных выше игровых элементов. И ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.