Совет Школы рассматривался учителями и учениками как некая игра, в которой учитель был самым «главным», президент руководил министрами, которые следили за выполнением министерствами их обязательств. При том эти обязательства не были инициативой школьников, доказательством этому были их слова вроде: «Я не знаю, почему мое министерство называется министерством информационных коммуникаций, меня выбрали на такую должность, рассказали, что я должен делать. Мне ведь не трудно два раза поработать для учителей за компьютером, зато теперь у меня есть постоянный доступ к Интернету».
Министерства, входившие в состав Совета, четко заявляли, что заниматься они будут только решением задач из своей сферы (например, министерство спорта будет решать только задачи в области спорта), связь между министерствами их «не касается». Это говорит о том, что ученики не видели полной структуры управления, они мыслили каждый в рамках своего министерства. Названия министерств, входивших в состав Совета – копирование министерств из взрослой жизни (министерство культуры, министерство печати, спорта и т.д.), что позволяет утверждать, что ученики не являются субъектами управления в школе, модель Совета взята не из их потребностей, а просто перенесена готовая, спроектированная во взрослом мире. Для школьников актуальны практические пробы, им интересно разбираться с основаниями понятий, систем, но практиковать управление школьники не готовы. Управление предполагает выработку стратегии и удержание целостности ситуации, которых на данном семинаре замечено не было, а, по гипотезе М. Аверкова, они (стратегия и целостность), возможно, и не актуальны для подростков старших классов. Для того чтобы практика управления стала актуальной для старшеклассника, необходима работа с горизонтами (систематизация, стратегирование, целостность). Для того чтобы управление Совета Школы стало возможным, ученики должны самостоятельно спроектировать структуру управления, обозначить те процессы в школьной жизни, которыми они лично хотят управлять. Для этого потребуется выше названная работа с горизонтами, а также четкое понимание специфики и роли такого типа деятельности как управление. Другим примером программы образовательной поддержки проектной деятельности юношей является программа для города Дивногорск. В декабре 2007 года Красноярской региональной молодёжной общественной организацией «Сибирский Дом» в городе Дивногорске был проведен интенсивный семинар, целевой группой которого являлись школьники старших классов и студенты средних специальных учебных заведений, участвовавшие или проявляющие интерес к различным формам общественной активности. Основные, задачи, которые ставились первоначально: формирование у целевой группы представлений о назначении и смысле общественно значимой деятельности, обсуждение появления такой деятельности в городе Дивногорске на основе предварительной региональной аналитики; появление образа лидера как деятеля, способного формулировать ясные общественно либо культурно значимые цели и приоритеты, мобилизующие большие социальные группы; а также создание в городе Дивногорске инициативных молодежных групп и определение их приоритетов. Первым этапом семинара стала Имитационно-мыслительная игра «Лидерство в истории и современном мире», которая включала в себя последовательное выполнение следующих заданий:
–Историческая реконструкция. Участникам были предложены несколько отрывков из истории (специально подобранных, таких, которые не включены в школьный курс истории). Исторические ситуации давались участникам незавершенными, они прерывались на специальных моментах, характерных тем, что ситуация не могла больше оставаться без изменений, а вариантов ее развития было несколько, причем все варианты были равнозначны. В таких промежутках времени непонятно, как далее будут развиваться события, дальнейшее разворачивание событий зависит от появления сильных лидерских позиций, от принятых решений того, кто из лидеров окажется сильнее. Задача участников – спрогнозировать развитие ситуации.
–Сравнение прогнозов участников с реальным ходом истории, и анализ принципов, которыми руководствовались, с одной стороны, участники семинара, с другой — герои реальных событий.
–Описание различных версий понимания лидерства на материале проанализированных исторических ситуаций.
–Поиск возможностей развития и прорыва в современной ситуации в масштабах города, региона, страны.
2) Вторым этапом семинара были мастерские, моделирующие современные социальные и культурные практики. Практики выбраны такими, чтобы завершённый фрагмент деятельности мог осуществиться во время семинара, и вместе с тем — чтобы у участников мастерских появились желание и возможность продолжать заниматься этим же дальше.
Направления работы мастерских:
— Практика реальной политики;
— Мастерство проектирования и оценка содержания проектов;
— Региональная аналитика;
Воспитание по возрастным периодам на основе принципа природосообразности
Я.А. Коменского
Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны дейс ...
Компетентностный подход в условиях двуязычной подготовки специалистов по
управлению качеством
Вооружить студентов профессиональными знаниями и умениями не является единственной задачей высшего профессионального образования. Деятельность вуза также направлена на помощь в становлении личности будущего специалиста, адекватной требованиям, предъявляемым обществом, т.е. вуз помогает сформировать ...
Проблемные ситуации на уроках технологии
Наиболее важным моментом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Само по себе проблемное задание служит лишь базой, основой проблемности. Учащийся может, например, из опыта знать ответ на поставленный в задании вопрос, и в таком случае проблемная ситуация не возникнет. Или задан ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.