В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Он может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся является пассивным объектом обучения.
Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
Нетрадиционные уроки – это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
На сегодняшний день выделяют следующие виды нетрадиционных форм проведения занятий:
уроки-экскурсии;
уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых));
уроки-дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;
бинарные уроки;
уроки-исследования;
уроки взаимообучения учащихся;
уроки-соревнования (викторины, конкурсы);
уроки-семинары.
У таких занятий есть свои особенности. Прежде всего, необходимо обозначить творческие начала нетрадиционных уроков: отказ от шаблонов; максимальная вовлеченность учащихся; поддержание множества мнений, альтернативности.
Сегодня, большинство педагогов сходится на том, что весь учебный процесс переводить на нетрадиционные занятия не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания. Нестандартные занятия должны лишь разнообразить процесс, в том числе, это касается и дифференцированного обучения, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию к учению.
При проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.
Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их даль ...
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственного
расположения предметов от себя и от объектов
Этапы пространственной ориентации на себе, от себя и от объектов не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Выше уже указывалось, что ориентировка на себе не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предмет ...
Введение краеведческого материала в урок литературы
Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы в школе имеет предварительная самоподготовка учителя, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его ак ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.