Тема: "Алкены - непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение"
Цель: изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере этилена.
Задачи:
Образовательные: разобрать лабораторные и общие промышленные способы получения алкенов, их химические свойства, дать первоначальные представления о реакциях полимеризации и о строении полимеров;
Развивающие: развивать умение делать логические выводы связывая изученный материал с новым, продолжить формирование умения проводить химический эксперимент;
Воспитательные: создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, прививать интерес к химии.
Метод обучения: частично-поисковый.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, карточки с заданиями, полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, растворитель, пластмассовое ведерко, пластиковая тарелка. Реактивы: муравьиная кислота, метанол, раствор аммиака, нефть, природный газ, этанол.
Оборудование для лабораторной работы: пробирки, пробка с газоотводной трубкой, спички, спиртовка, пробиркодержатель.
Реактивы: раствор йода (имитация бромной воды), раствор перманганата калия КМnО4., этиловый спирт-денатурат, концентрированная серная кислота.
Эпиграф к уроку: "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…" А.С.Пушкин
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
Начнем наш урок, который для вас я, надеюсь, будет продуктивным, а главное полезным.
Идея сегодняшнего урока заключена в словах великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина, которые послужат нам в качестве эпиграфа: "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…"
Повторение ранее изученного материала
На доске 2 карточки с заданием, которые предстоит выполнить
Карточка 1. Пользуясь рисунком, расскажите о строении молекулы этилена. |
Карточка 2. Какие виды изомерии характерны для углеводородов класса алкены Приведите примеры. |
На выполнение этой работы даю вам 5 мин.
Все остальные будут выполнять задание в тетради.
Задание:
Установите соответствие между структурной формулой и названием алкена:
Ответ: 1 В, 2 Д, 3 А, 4 Б, 5 Е, 6 З, 7 Ж, 8 Г
Вы вспомнили материал предыдущего урока и неплохо с этим справились, молодцы!
Изучение материала урока.
Мотивация
Сегодня вы будете работать в группах. Я принесла вам некоторые предметы и вещества, с которыми вы встречаетесь в жизни. Подойдите к столу и возьмите себе карточку с названием одного из них.
Теперь, посмотрите на название и, вспомните тему "Применение предельных углеводородов". Какие вещества состоят из предельных углеводородов или получены из них? Разделитесь на 2 группы
1группа – уч-ся с названиями веществ, относящимися к предельным углеводородам.
Вещества: муравьиная кислота, метанол, раствор аммиака, нефть
2 группа – уч-ся с оставшимися карточками.
Предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, этанол, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка
- Что может объединять оставшиеся предметы?
Ответить на этот вопрос вы сможете, изучив тему сегодняшнего урока.
Мы продолжаем изучать тему "Алкены – непредельные углеводороды". На прошлом уроке мы изучили строение молекулы этилена, номенклатуру и виды изомерии алкенов.
- Как Вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке?
- Сегодня нам предстоит познакомиться со способами получения, химическими свойствами и применением алкенов на примере этилена.
Способы получения алкенов
Давайте рассмотрим схему получения алкенов
Сейчас в группах вы разберете способы получения алкенов и объясните значение термина каждой химической реакции.
Так как общие понятия органической химии и основные типы химических реакций вы уже изучили, то с этим заданием должны справиться.
На это задание вам 5-6 минут
Задание 1 группе Прочитайте в учебнике в § 12 пункт "Получение алкенов" стр. 85-86 Составьте уравнения реакции, в результате которых возможно получить этен (этилен) промышленными способами. Дайте объяснение химическим понятиям: "крекинг" и "дегидрогалогенирование" |
Задание 2 группе Прочитайте в учебнике в § 12 пункт "Получение алкенов" стр. 85-86 Составьте уравнения реакции, в результате которых возможно получить этен (этилен) в лаборатории. Дайте объяснение химическим понятиям: "дегидратация", "дегалогенирование" и "дегидрирование" |
Средства активизации деятельности
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности обучающихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифров ...
Роль хореографического коллектива в средне-специальных высших учебных
заведениях
Широкая сфера деятельности, ожидающая молодого специалиста-хореографа, требует от него профессионализма на уровне современных требований Госстандарта. В структуре содержания вузовских курсов хореографических дисциплин цикла специализации, заложены конкретные педагогические способы воспитания балетм ...
Педагогические условия, способствующие воспитанию согласованных действий в
строительной игре и на занятиях по конструированию у детей шестого года жизни
Для развития согласованных действий в строительной игре и на занятиях по конструированию у детей шестого года жизни необходимо создать следующие условия: · организовать игровую среду: подобрать необходимый строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей дан ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.