Основной сложностью в осуществлении дифференцированной технологии в обучающем процессе является то, что данная задача требует особой культуры школы, подготовки учителей, сравнительно малой наполняемости классов. Необходима постоянная содержательная связь с родителями, продуманная организация труда и отдыха педагогов и учащихся. Должна быть создана особая атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, выработан стиль общения и отношений между всеми участниками образовательного процесса.
При применении стандартных форм обучения учащиеся получают общенаправленное развитие путем социализации в общих группах без применения индивидуализированных способов (традиционное обучение). В процессе же дифференцированного обучения развитие ребенка идет сразу в двух направлениях:
овладения нормативным образцом, его воспроизводство, применение в жизни (обучение и практика).
открытости, природном стремлении ребенка выйти за рамки заданного, стремления к креативности, что предполагает использование собственного опыта, нередко сложившегося и усвоенного в другой системе ценностей и отношений.
Для проведения такой работы необходимы определенные условия.
Разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения.
Постоянное внимание к систематическому анализу и оценке способов проработки учеником программного материала. Создание условий для самостоятельного выбора способов работы, типов заданий и форм подачи учебного материала.
Использование разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, тренинг, личностно значимые для каждого ученика «тематические поля», решение субъектно-значимых для него задач).
Специальная подготовка учителя, включающая помимо знания своего предмета и умение гибко (с учетом развития каждого ученика) выбирать любые методические приемы и средства, в том числе элементы проблемного, программированного обучения.
Особые требования к личности педагога. От него требуется доброжелательное отношение к ученикам, независимо от их успехов и реальных достижений, стремление к поощрению индивидуальных сдвигов в развитии каждого.
Важность применения форм нетрадиционных технологий в дифференцированном обучении обуславливается также следующими причинами:
новые и нетрадиционные технологии обучения, отходящие от привычных шаблонов, призваны разнообразить процесс обучения, и способствуют возрастанию заинтересованности учащихся к нему;
инновационные педагогические формы вносят индивидуальность в занятия, а отступление от общехарактерных способов подачи информации помогают учитывать индивидуальные особенности обучаемой группы.
Резюмируя вышесказанное, можно рекомендовать следующее: при построении системы дифференцированного обучения следует, прежде всего, выбирать такие его виды, которые:
реальны в рамках имеющихся возможностей (педагогический инструментарий, учебно-методическая база);
диктуются существующей необходимостью ситуации (требованиями родителей, социальной необходимостью);
обеспечат положительную эффективность и результативность обучения;
не приведут к отрицательным последствиям в формировании личности ребенка;
обеспечены квалифицированными кадрами (учителя-специалисты, педагоги-реабилитаторы, психологи, корректоры, медики).
Подводя итоги данной работы, можно сделать следующий вывод: дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности, и его планирование невозможно без знания индивидуальных особенностей учащихся, их отличительных черт. Только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированной, дифференцированной системы обучения.
Главными показателями эффективности и рациональности дифференциации обучения являются:
повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной для страны системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;
демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;
создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей — умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;
формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности;
защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.
Одной из основ в организации такого обучения – раскрытие индивидуальных возможностей каждого ученика (творческих, математических, эмоциональных) являются нетрадиционные формы обучения, которые создают благоприятные условия для этого.
Режим работы, оплата труда, льготы
В соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» ставки заработной платы и должностные оклады социальным педагогам выплачиваются за 36 часов педагогической работы в неделю. Педагогический стаж идет независимо от образования. Учитывая специфический характер работы социального пе ...
Понятие личности ребенка в аспектах отклонений от нормы
То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение». Понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются также для характеристики и социального поведения ребенка. «Отклонение» («аномалия») – в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей за ...
Диагностика развития умений диалогической речи у детей среднего дошкольного
возраста
Констатирующие эксперименты проводились с тремя группами детей 5-го года жизни в тех же дошкольных учреждениях. Общие педагогические условия во всех группах были аналогичными. Целью констатирующего эксперимента было диагностика развития умений диалогической речи у детей и представлений детей о разн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.